Статьи
08.11.2016

Датчик-удатчик

Как я уже рассказывал, на днях Polymedia совместно с PASCOScientific пригласили известного американского эксперта в области STEM-образования и ро бототехники Тома Цу, который прочёл лекцию о преимуществах STEM-технологий. После чего учительбиологии Баловневской школы Липецкой области, абсолютный победитель конкурса “Учитель года России-2011” Алексей Овчинников дал мастер-класс по работе с цифровым оборудованием PASCO на уроках и во внеурочной деятельности. Иными словами, он на деле продемонстрировал все преимущества подходов, предложенных профессором Цу.

6253110-bead74d58e69bb32.jpg

По словам Алексея, различные датчики из арсенала цифровых лабораторий PASCO можно использовать, практически, на уроках по любому предмету естественнонаучного цикла. Это придаст новое содержание школьным лабораторным работам и поможет создавать исследовательские проекты на самые разные темы.

- Делать это можно, прежде всего, “классическим способом” – например, измерять давление воздуха с помощью датчика давления, температуру воды – с помощью датчика температуры, и так далее, - делится опытом Овчинников. - Но это довольно банально, согласитесь. На самом деле, цифровая лаборатория значительно расширяет пространство урока, внеурочного занятия. Мы сознательно уходим от стандартных подходов, когда все ученики за 45 минут выполняют одну и ту же лабораторную работу по одним и тем же рабочим листам, приходя к одним и тем же выводам. Ведь это приводит к тому, что одни дети прилежно трудятся, а другие, которым скучно и неинтересно, списывают у них. Цифровая же лаборатория позволяет не только определять самые разные объекты исследований, но и использовать для этого самые разные инструменты, помогая каждому ребёнку прийти к результату своим собственным путём. При классических подходах это невозможно. И гуманитарий вынужден пользоваться теми же инструментарием, что и технарь. Хотя один человек лучше работает с цифрами, другой с графиками, третий – с таблицами. Кто-то хорошо считает, а кто-то хорошо пишет. Цифровые лаборатории помогают каждому реализовать себя, а заодно и разнообразят процесс обучения, делая его более интересным и запоминающимся.

На самом деле, убеждён педагог, деление людей на гуманитариев и технарей весьма условно, и говорит вовсе не о том, что человек в принципе не способен использовать тот или иной инструмент, а скорее о том, что мы не можем предложить ему удобный инструмент. К примеру, для людей с эмоционально-образным восприятием мира лаборатории PASCO дают возможность проводить измерения, делать замеры не в виде унылых столбиков цифр, а посредством ярких диаграмм, графиков. Людям с математическим складом ума очень удобно работать с комплектом оборудования, поскольку он даёт им обширный материал для исследований. И так далее.

Цифровые лаборатории рассчитаны на групповую работу (что абсолютно укладывается в концепцию использования STEM-технологий). При таком подходе каждый ребёнок может найти для себя ту нишу, в которой он чувствует себя комфортно, тот вид деятельности, в котором он может более полно себя реализовать. Например, на природе один человек работает с цифровым фотоаппаратом, другой обрабатывает изображения, выстраивая их в логический ряд, третий проводит замеры с помощью датчиков, четвёртый строит таблицу и заносит в неё полученные цифры.

- В принципе, с лабораториями PASCO можно работать и в одиночку, - рассказывает Алексей Овчинников. - Однако это, во-первых, не всем доступно, а во-вторых, я абсолютно убеждён, что нужно каждому школьнику дать возможность поработать в команде, чтобы почувствовать себя значимым и ответственным за какой-либо фронт работ. Многие наши выводы относительно того, что нам нравится или к чему мы не расположены, могут быть связаны с отрицательным, негативным опытом. Из чего, конечно же, вовсе не следует, что впредь и везде может быть так и только так. Следовательно, нужно постараться приобрести другой опыт, позитивный. Ребёнок должен побывать в разных ситуациях, в разных ролях, чтобы понять, где ему действительно нравится. А не сидеть, будучи уверенным в том, что “у меня ничего не получится, я знаю!” Иногда, работая с датчиками PASCO, вдруг проявляют себя дети, которые ранее всегда скучали на уроках, были рассеянными, ленивыми. А всё потому, что, оказывается, им было гораздо интереснее делать что-либо руками, познавать мир тактильно, а не на слух или под запись.

6253115-b2f27138d4eb2ecf.jpg

Кстати, некоторым детям Алексей разрешает брать комплекты цифровой лаборатории на дом, для выполнения тех или иных измерений в ходе работы над индивидуальным проектом. Да, он вполне допускает, что ребёнок может что-то сломать. Но, во-первых, это маловероятно, потому что каждое устройство, входящее в комплект лаборатории, изначально создавалось в расчёте на максимальную “неубиваемость”, поскольку предназначено именно для детей. А во-вторых, всё, что сломалось, можно починить. На его памяти были случаи, когда ребята, находясь “в поле”, то есть - в экспедиции, нечаянно отрывали провода у датчиков. Но они же сами всё исправляли, соединяли, заизолировали. И аппаратура исправно работала.

Говорят, что время одиночек прошло – это раньше какой-нибудь гениальный человек мог без чьей-либо помощи создать нечто невероятное, а теперь все серьёзные открытия делаются только в команде. Наверное, это не всегда так, тем более что команда очень часто реализует идею, предложенную кем-то одним. Но, уверен Алексей Овчинников, чем больше у людей будет возможности высказать свои идеи, тем больше вероятность, что их, как минимум, услышат. И вообще, чем больше мнений, тем лучше, ведь всегда есть возможность выбора из нескольких идей самой лучшей и интересной. Поэтому ориентация на командную деятельность – очень правильный вектор развития всего общества.

А по поводу одиночек… Пожалуй, всё, что можно было бы открыть одному, без помощи окружающих, уже открыто. И теперь остаётся только действовать в команде, создавая что-то новое на базе разных открытий, разных знаний, разных идей. И цифровая лаборатория как раз позволяет всё это реализовать, потому что любое исследование здесь требует знаний из области физики, математики, ИКТ и других наук.

Напоследок учитель биологии выступил в роли “прорицателя”. По его мнению, если попытаться заглянуть в будущее, то лаборатории PASCO, скорее всего, будут развиваться в направлении беспроводных технологий и микроминиатюризации. Датчики можно будет монтировать куда угодно – в одежду, в часы, в очки, обувь, авторучку и пр. Они будут “долгоживущими”, то есть способными длительное время работать автономно. И, конечно же, можно ожидать снижения их стоимости, что даст возможность приобретать их каждому.

Комментарии (0)
08.11.2016