Статьи
04.05.2010

SMART в сети

материал журнала "Информатика и образование"(04.2006)

Д. Ю. Усенков,
с.н.с. Института информатизации образования Российской академии образования, г. Москва

В одном из предыдущих номеров журнала было рассказано о том, какие возможности предоставляет учителю интерактивная доска SMART Board и поставляемое в комплекте с ней программное обеспечение при подготовке к уроку и во время его проведения в классе. Однако в списке продукции компании SMART Technologies имеются и другие средства, позволяющие коренным образом усовершенствовать учебный процесс, сделать его более эффективным и удобным как для учителя, так и для учащихся. Сразу заметим, что при этом наличие в классе интерактивной доски не обязательно, однако ее использование дает еще большие преимущества.

Увидеть все!
В свете современных концепций обучения, основанных на творческой, преимущественно групповой, самостоятельной проектной деятельности учащихся, роль сегодняшнего учителя значительно изменилась по сравнению даже с недавним прошлым. Если раньше учитель был основным и единственным источником знаний и единственным "тренером" при отработке умений и навыков (одним словом - был "царем и богом" всего учебного процесса), то теперь он должен помогать учащимся самим добывать знания из имеющихся источников (учебников, в том числе электронных, энциклопедий, книг, журналов, видеозаписей, Интернета и пр.) и получать на собственном опыте умения. Учитель должен организовывать работу учащихся, вовремя указывать правильный путь в случае каких-либо ошибок, не давая им разрастись до размеров, опасных для правильного понимания изучаемой темы.

Для этого учитель должен иметь возможность в любой момент времени отслеживать действия каждого ученика, чтобы всегда "быть в курсе", всегда быть готовым ответить на заданный учеником вопрос, что-то подсказать, посоветовать, прийти на помощь. А иногда - и вовремя остановить кого-то из учеников: "не садись на пенек, не ешь пирожок!"-

Раньше, в "безкомпьютерную" эпоху, такой контроль сводился к постоянному расхаживанию вдоль рядов парт с поочередным заглядыванием в ученические тетради. Теперь все стало сложнее. Во-первых, выросла интенсивность учебного процесса: все возрастающий объем учебного материала надо успеть "втиснуть" в, прямо скажем, небогатые ресурсы учебных часов, отпущенных образовательными стандартами. Во-вторых, заглядывать в экраны дисплеев уже не так удобно, как в тетрадки (ведь экраны развернуты к учителю "спиной"), а "спрятать" нежелательную информацию от учительского глаза, переключившись в другое окно по клавишам Alt + Tab, догадается даже двоечник. Наконец, в-третьих, сегодняшний учитель тоже значительную часть урока проводит за своим компьютером, - ведь большинство материалов к уроку теперь представляет собой "цифровые образовательные ресурсы".

Именно на этот случай предусмотрены специальные программы для организации работы в локальной сети класса, такие как SMART SynchronEyes. Этот программный пакет для компьютеризированных классов позволяет создавать тематически ориентированную учебную среду на базе существующих сетей Ethernet (протокол TCP/IP) и обеспечивает для учителя следующие возможности:

  • контроль ученических компьютеров - преподаватель может одновременно просматривать изображения на экранах всех учащихся, в том числе контролировать их работу в чатах (рис. 1). При этом изображение на экране каждого ученического компьютера отображается в виде миниатюр, разделенных на группы (соответственно разделению учащихся при групповой работе);
Рис.1
  • трансляция изображения всему классу - учитель может транслировать на компьютеры всего класса или выбранной группы учеников изображение со своего дисплея или с дисплея любого учащегося (рис. 2);
    Рис.2

  • помощь учащимся - щелкнув мышью на миниатюре для любого учащегося, учитель может просмотреть полноэкранное изображение Рабочего стола на соответствующем компьютере, получить полный контроль над этим компьютером и, выполняя необходимые действия, показать учащемуся, как нужно работать с той или иной программой, либо провести его по всем этапам решения задачи (рис. 3);

Рис.3
  • блокировка компьютеров учащихся - если во время урока потребуется, чтобы ученики сосредоточили свое внимание на словах учителя или на чем-то другом, не отвлекаясь на экраны своих компьютеров, учитель нажатием одной кнопки может заблокировать экран, мышь и клавиатуру на всех компьютерах класса, на компьютерах отдельных учащихся или группы учеников. При этом в верхнем левом углу соответствующих миниатюр на экране учительского компьютера появляется иконка "замка" (рис. 4а), а на экранах заблокированных компьютеров появляется предварительно запрограммированное учителем сообщение (рис. 4б).
    Рис.4а
    Рис.4б

    При этом учитель также может разрешать или запрещать отдельным учащимся работу с Интернетом и/или с отдельными сайтами и программными приложениями, создавая правила блокировки в отдельном окне (рис. 5);|
Рис.5
  • общение с учащимися - любой из учеников в любой момент может задать учителю вопрос (тогда в углу соответствующей миниатюры экранного изображения появится иконка - рис. 6а). Свой ответ учитель пересылает (аналогично использованию программ типа ICQ) на компьютер задавшего вопрос учащегося, либо, если считает этот вопрос важным для всех, адресует ответ сразу нескольким ученикам (рис. 6б). Кроме того, учитель может открыть внутрисетевой чат для общения в реальном времени с отдельными учащимися, с несколькими выбранными учениками или группами, либо со всем классом, а также, при необходимости, организовать пересылку файлов (документов) между отдельными учениками, группами, либо в масштабе всего класса;
Рис.6а
Рис.6б
  • централизованная проверка знаний - возможность организовать опрос или тестирование, результаты которого автоматически проверяются компьютером с подсчетом набранных баллов и автоматическим выставлением оценки (рис. 7). При этом в простейшем случае преподаватель рассылает на компьютеры учащихся вопросы с двумя возможными вариантами ответов ("да" / "нет"), а программа автоматически подсчитывает число правильных ответов. Но преподаватель может создать и более сложный тест, включающий задания с выбором нескольких ответов, на сопоставление, упорядочивание и пр., в том числе с использованием иллюстраций (рис. 8) - после получения ответов программа также автоматически выставляет оценки и представляет результаты преподавателю.
Рис.7


Рис.8

Если же учительский компьютер подключен к интерактивной доске SMART Board, то можно использовать некоторые возможности пакета SMART SynchronEyes для реализации различных педагогических приемов. Например, можно дать группе учащихся задание выполнить ту или иную работу (скажем, выполнить чертеж в среде "Живая геометрия" или отформатировать документ Word), а затем отобрать (просматривая миниатюры экранных изображений на учительском дисплее) и вывести на доску для всеобщего просмотра и сравнения наилучшие (либо, наоборот, неправильные, содержащие наиболее характерные ошибки) решения, чтобы обсудить их со всем классом, а при необходимости - воспользоваться имеющимся механизмом удаленной помощи конкретному учащемуся.

Учить дистанционно!
Другой программный пакет - SMART Bridgit позволяет создавать видеоконференции сквозь Интернет между пользователями компьютеров, находящихся в любой точке земного шара. Первоначально этот пакет предназначался скорее для "бизнес-среды" - для проведения презентаций, совещаний между офисами крупной компании и пр. Однако его возможности позволяют реализовать и достаточно удобную среду дистанционного обучения. Учитель может установить на своем компьютере сервер Bridgit и открывать на нем любое количество "конференций", назначенных на определенное время и предназначенных для определенных участников (рис. 9). При этом с помощью стандартной почтовой программы всем будущим участникам рассылается приглашение, воспользовавшись которым каждый из них может автоматически скачать и установить у себя клиентскую часть программы Bridgit (работа с ней не трудна даже для новичков), а для защиты от посторонних каждая "конференция" может быть защищена паролем.

Рис.9

Сама "конференция" может сопровождаться общей работой над документами, выведенными на Рабочем столе учительского компьютера (рис. 10). При этом любой участник (если, конечно, это разрешено правилами "конференции") может при помощи мыши или иного устройства ввода графической информации добавлять поверх изображения документа свои пометки и рукописные замечания, либо воспользоваться специальным инструментом в виде большой и хорошо заметной стрелки, чтобы привлечь внимание собеседников к важному, по его мнению, фрагменту изображения.

Рис.10


Если же компьютерный класс оснащен микрофонами и наушниками (или аудиоколонками), то учитель может общаться с "дистанционными" учениками не только визуально, но и сопровождать показ работы на компьютере и графические комментарии голосовыми объяснениями. Ученик при этом тоже может не только слушать учителя, но и задавать ему свои вопросы или отвечать на задания учителя: для этого надо всего лишь "виртуально поднять руку" (рис. 11). Учитель увидит это требование на своем мониторе и "передаст микрофон" ученику. Заметим, что для всего этого не требуется использовать какие-либо дополнительные программные средства для реализации цифровой аудиоконференции или телефонные звонки - все необходимые возможности уже заложены в программе Bridgit, причем в окне настройки этих функций нетрудно одним щелчком мыши оптимизировать качество реализуемой голосовой связи под конкретный канал доступа в Интернет: поставить "во главу угла" качество аудиопередачи при "широком" канале с высокой пропускной способностью, либо, наоборот, немного пожертвовать качеством звука, но обеспечить голосовую связь даже в сравнительно "медленной" компьютерной сети (рис. 12).

Рис.11

Рис.12

Если же вместе с пакетом Bridgit использовать интерактивную доску SMART Board, то в качестве рабочей среды можно использовать стандартную для нее программу SMART Notebook (о которой рассказывалось в предыдущей статье). В этом случае реализуется традиционная модель дистанционного обучения, когда и ученики, присутствующие в классе, и пользователи удаленных компьютеров могут "на равных" работать с изображенным на доске материалом, а все сделанные пометки, комментарии, эскизы, введенный рукописный или печатный текст, копии экрана и другие результаты учебной работы фиксируются в программе Notebook, а ввод всей указанной информации производится наиболее легко и просто для учителя - на доске при помощи "маркеров". Очевидно, что такой способ организации обучения окажется особенно полезным для малокомплектных сельских школ, которые после введения пресловутого "подушного" финансирования вообще могут оказаться на грани закрытия.

Таким образом, совместное использование интерактивной доски SMART Board и дополнительного программного обеспечения, предоставляемого фирмой SMART Technologies, позволяет учителю реализовать целый ряд возможностей по организации обучения в классно-урочной и дистанционной форме, которые ранее были принципиально недостижимы. Однако, конечно же, для получения наилучших результатов здесь необходима инициатива самих преподавателей: ведь и интерактивная доска, и описываемые выше программные пакеты - это технологическая платформа, которой нужно грамотно (с педагогической точки зрения) воспользоваться. Автор надеется, что читатели поделятся своими методиками использования продукции SMART с редакцией журнала.

Комментарии (0)
04.05.2010