Статьи
24.11.2010

Гимназия № 10 Новосибирска повысила мотивацию младших школьников к обучению


Регион
Новосибирская область

Автор решения
Гимназия № 10
с углубленным изучением английского языка
г. Новосибирска

SMART-достижения
- Повышена мотивация учеников младших классов к освоению знаний;
- Созданы комфортные психологические условия для детей;
- Внедрена инновационная система "безурочного" преподавания.

Инструменты
- Интерактивная доска SMARTboard 660
- Программное обеспечение для быстрой графической формализации идей SMART Ideas®
- Программное обеспечение для интерактивной доски Notebook™
- Программное обеспечение для конференц-связи Bridgit™, планшет
- Документ-камера

Срок использования
1 год

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание "напиться" из источника знаний? Учителя придумывают различные "завлекалочки" на уроках - игры, слайды и т. д. Но всё это - внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и в конечном счёте качество образования зависят от внутренней мотивации.


Ситуация

В гимназии № 10 применение информационных технологий в начальном обучении началось с 1998 года. Татьяна Осколкова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Почетный работник общего образования Российской Федерации, имеет 22-летний опыт преподавания в начальной школе.

Класс, в котором работает Татьяна Владимировна, был оборудован компьютером, копиром, принтером, цифровой видеокамерой и фотокамерой. В учебном процессе используются как готовые программы, так и созданные специально под руководством кандидата педагогических наук Анны Викторовны Молоковой.

В классе учатся ребята из семей разного социального достатка, в основном среднего и высокого. Каждый ученик Осколковой прошел диагностику на ведущую систему восприятия информации (в основном это визуалы и аудиалы). Учитель, имея перед глазами результаты психолого-педагогических обследований, пользуется ими как своеобразной "шпаргалкой" при подготовке и проведении урока.

Проблема безынициативности учащихся в учебном процессе является одним из серьёзных факторов, снижающих его эффективность. Явление достаточно распространённое и охватывает обычно до 30 процентов детей. "В работе с классом я сталкивалась и сталкиваюсь с отсутствием мотивации, рассеянным вниманием, - говорит Татьяна Владимировна. - Благодаря внедрению компьютера в учебный процесс нам удалось снизить остроту многих проблем (тревожность, слабую мотивацию, пассивность учащихся), но хотелось еще больших результатов. Поэтому, как только мы узнали о возможностях интерактивной доски, решили попробовать использовать в процессе обучения "волшебную доскуquot; SMART".

Решение

Исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещенную на большом экране, это активизирует их воображение.

Первой реакцией учащихся, рассказывает Татьяна Владимировна, на электронную интерактивную доску был ярко выраженный энтузиазм. Изменения экрана под прикосновениями рук выглядели очень эффектно. "Детям нравится "передвигать" пальцем предметы и слова, строить геометрические фигуры, чертить схемы к задачам, писать маркерами, стирать с доски", - объясняет педагог.

В отличие от работы за монитором доску могут видеть все учащиеся в классе. "Она стала как бы центром помещения". Материалы в форме взаимосвязанных объектов и картинок, видеофрагменты, возможности выделения текста рамками любого цвета и формы - наглядность электронных интерактивных досок позволяет сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Даже одного увиденного детьми изображения достаточно, чтобы началась дискуссия. Особенно это ценно для работы с непоседливыми учениками.

Как считает Осколкова, SMARTboard позволила ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Выяснилось также важное преимущество интерактивной доски перед индивидуальной работой. Некоторые учащиеся не имели достаточной компьютерной грамотности, но освоить SMARTboard для них не составило большого труда.

Все ребята (вне зависимости от успеваемости) с появлением интерактивной доски проявляют большее желание участвовать в уроках. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. Растет и их сосредоточенность. Интерактивная доска помогает самоутверждению и вдохновляет их уникальной свободой работы с изображениями, звуком и текстом. Ребенок чувствует себя скорее учителем, чем учеником, и стремится общаться со взрослым на равных.

Татьяна Владимировна радуется: "Ребята готовы не отходить от доски и выполнять следующее задание, выскакивают к SMARTboard по два человека, устанавливают очерёдность. У них уже есть любимые программы и задания, иногда они просят меня запустить именно их. Каждый день они готовы узнавать новое, потому что хотят этого сами".

Сергей Кувшинов, директор Института новых образовательных технологий и информатизации РГГУ:

"Интерактивные SMART-технологии - это уникальный инструмент для смены парадигмы образования с репродуктивной на креативную..."

Результат

Для учителя. Интерактивная доска облегчила подготовку к уроку и позволила вносить инновации в работу. SMARTboard дала возможность отказаться от урочной системы. Теперь с детьми Татьяна Владимировна занимается целый день во всех предметных областях. Например, начинается русский язык, а потом незапланированно переходит в историю, природоведение, математику или чтение. Дети не знают, в какой момент и какие знания им пригодятся, но большее удовольствие они получают, когда понимают, что они знают всё, о чем их спрашивает учитель.

Для родителей. Родители стали больше интересоваться учебным процессом. На родительских собраниях они просят показать программы и задания, которые выполняют ученики на уроках, пробуют выполнить их сами на SMARTboard, подходят после уроков, и дети демонстрируют им возможности доски.

Для учеников. Серьезно повысилась мотивация всего класса. "Те из учеников, кого раньше на уроках было совершенно не слышно и не видно, теперь активно начали обсуждать задания со своими товарищами, - рассказывает Татьяна Владимировна. - Я смогла наконец-то узнать, что они думают о предмете. Электронные интерактивные доски подталкивают к дискуссии, а также улучшают умение учеников излагать свои мысли.

Если однозначно доказать улучшение отметок класса благодаря интерактивной доске не так уж просто, то в изменении отношения учеников к учебе и более глубоком понимании материала сомневаться не приходится. У меня есть возможность сохранять сделанные в ходе классной работы заметки с заданием на дом. Ведь можно переслать их отсутствовавшим в этот день ученикам. Кроме того, я могу отослать подготовленный урок тем, кто по какой-либо причине не сможет присутствовать на нем в школе. В отсутствие учителя ученики слышат его голос и видят, что и в какой последовательности писалось на электронной доске во время урока. Дети стали лучше готовиться к урокам, сами придумывать себе альтернативные домашние задания".

CIMG2918s.jpg

Публикация с сайта http://pedsovet.org/

Комментарии (0)
24.11.2010