Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
13 января
Ранее здесь:    (ссылка работает, если Вы вошли как  Пользователь   

 13 января 1827 года родился Николай Николаевич  Бекетов  
-русский физик и химик

13 января 1917 года родился Илья Михайлович Лифшиц  
-советский физик-теоретик

и здесь:

13 января 1924 года родился Пол Фейерабенд 
-американский философ и методолог науки, один из наиболее видных представителей постпозитивизма

и здесь:

13 января 1929 года родился Вилли Сёренсен  
 — датский писатель, переводчик, философ
 
13 января
13 января 1940 года завершился дрейф ледокола «Георгий Седов» (2 года)
В 1937 году пароход «Георгий Седов» был вызван на помощь судам, застрявшим в тяжёлых льдах моря Лаптевых. Здесь собралось несколько ледокольных пароходов, но их усилия были тщетны: наступала ранняя зима. «Георгий Седов», «Садко» и «Малыгин» не смогли выйти изо льдов - легендарный дрейф начался 23 октября 1937 года у западного побережья острова Бельковского. Опыта зимовки ни у кого из 217 человек не было.
В апреле 1938 года при помощи авиации была эвакуирована большая часть людей дрейфующего каравана. На кораблях оставалось 33 человека. В результате зимовки был сильно поврежден руль «Георгия Седова» и судно самостоятельно управляться не могло.
После нескольких неудачных попыток отбуксировать неисправное судно было принято решение оставить «Седов» на вторую зимовку. 30 августа 1938 года «Седов» с экипажем из 15 человек остался один.
В сентябре 1939 года на помощь были высланы новый ледокол «Иосиф Сталин» и «Литке», но из-за тяжелой ледовой обстановки были отозваны, не дойдя до «Седова» 60 миль.
В конце сентября в результате подвижек льда и поломки «Седов» частично был затоплен водой и получил крен 30°.
3 января 1940 года уже в Гренландском море к дрейфующему пароходу на расстояние 25 миль подошёл ледокол «Иосиф Сталин». Чтобы преодолеть оставшиеся мили потребовалось 10 дней. Только 13 января удалось вывести «Седова» на чистую воду.
Дрейф продолжался 812 дней. Пройденный путь 3307 миль. 21 января суда добрались до Баренцбурга на Шпицбергене. 3 февраля 1940 года «Георгий Седов» награждён орденом Ленина.
Одним из существенных научных достижений экспедиции «Георгия Седова» стало окончательное уничтожение легенды о «Земле Санникова», продержавшейся более 125 лет.
Седовцы вели наблюдения по метеорологии, гидрологии, земному магнетизму и измерению силы тяжести. В 38 пунктах измерены глубины свыше 3000 метров (с получением образцов грунта).



 
20 января
Ранее здесь:    (ссылка работает, если Вы вошли как  Пользователь    


20 января 1902 года родился Назым Хикмет  
-турецкий поэт, драматург и прозаик  

и здесь:

20 января 1775 года родился Андре-Мари Ампер 
-французский физик, математик и естествоиспытатель



20 января 1499 года родился Себастьян Франк 
-немецкий гуманист, философ и историк

 
20 января 
20 Января 1714 года Пётр I издает указ, согласно которому дворянину, не постигшему основ знаний, необходимых для службы, запрещалось жениться




Согласно указу, отпрыски дворянских родов отправлялись за счет государства за границу, где обучались различным наукам.

В основном это были кораблестроение и навигация. Будущий император во время своего Великого посольства 1697?98 гг. впервые выехал за границу. Побывав в Голландии, Англии, Германии и Италии, он завербовал на российскую службу сотни специалистов по корабельному делу, закупил военное оборудование. Сам работал плотником на верфях в Амстердаме под именем Петра Михайлова и лично участвовал в строительстве фрегата «Петр и Павел». Корабельный мастер Клас Поль, под началом которого больше четырех месяцев трудился Петр, даже выдал ему аттестат, в котором значилось, что ученик «был прилежным и разумным плотником, также в связывании, заколачивании, сплачивании,
 поднимании, прилаживании, натягивании, плетении, конопачении, стругании, буравлении, распиловании, мощении и смолении поступал, как доброму и искусному плотнику надлежит», а также «не только что под моим надзором корабельную архитектуру и черчение планов его благородие изучил основательно, но и уразумел эти предметы в такой степени, сколько мы сами их разумеем».

В детстве у Петра фактически не было возможности получить образование. Это кажется фантастичным, но наследник трона по ряду причин не смог научиться даже грамотно писать — и до конца дней своих делал грамматические ошибки. И это при том, что его отец Алексей Михайлович слыл образованнейшим правителем, книгочеем! А отпрыск, что называется, попал под зубец истории — тогдашний московский патриарх Иоаким боролся со всем иноземным и отстранил от двора учеников Симеона Полоцкого (известного польско-литовского богослова и поэта), обучавшего старших братьев Петра. Младшему же в наставники достались малограмотные дядьки, поскольку школьных или университетских педагогов в России тогда еще не было, как не было и самих школ, и университетов. Эти дядьки и учили, как могли, наследника грамоте. Недостатки базового образования Петру пришлось позже компенсировать самообразованием и практическими занятиями. Возможно, эти личные комплексы, а также мечта о сильной и просвещенной России заставили Петра издать такой забавный указ в 1714 году, который запрещал недорослям жениться.



«Я предчувствую, — говорил Петр I, — что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы».


Историки делят реформаторскую деятельность Петра на два периода — до 1715 года и после — до кончины императора в 1725 году. Особенностью первого этапа они называют спешку и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы проводились насильственным методом, часто не приводили к желаемому результату и направлены были в основном на модернизацию уклада жизни. Вот и появился в 1714 году указ о запрете жениться неучам. Известны и другие забавные повеления царя Петра. Например, одним из указов жителям Санкт-Петербурга запрещено было подбивать обувь гвоздями и скобами, дабы не портить деревянных мостовых новой столицы. Другой указ предписывал правила поведения на ассамблеях: есть умеренно, а пить — вволю, пока ноги держат, и, если отказали ноги, пить сидя. За границей морякам запрещалось напиваться, чтобы не позорить своё государство и флот. Но указ предписывал нарушителя не наказывать, если пьяный моряк лежал головой по направлению к своему судну: до корабля «не дошёл, но стремился».
Еще одним указом господам сенаторам царь запретил читать свои речи, а только говорить своими словами «дабы дурь каждого видна была всякому». Дам император тоже не обошел вниманием — повелел им числить зубы мелом, а не чернить их специально, чтобы подчеркнуть модную в то время бледность кожи.



Петр I вел планомерную борьбу за приобщение дворянства к образованию и светской культуре. Стали появляться светские учебные заведения, была основана первая русская газета, появились переводы многих книг на русский язык. Успех по службе Пётр поставил в зависимость от образования. В Москве им была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 появились артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Санкт-Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 году учеников приняла первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две таких школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников — сеть духовных школ.

Царем-реформатором были созданы новые типографии, в которых с 1700 по 1725 год напечатали более 1300 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Произошли изменения в русском языке, в который вошли более 4000 новых слов, заимствованных из европейских языков. А в 1724-м Пётр утвердил устав Академии наук, которая открылась через несколько месяцев после смерти ее основателя.
Кроме того
 
Спасибо, за материал.
 
17 сентября

Всем привет!


17 сентября 1935 года родился Кизи Кен Элтон ( Kesey Ken Elton)



"Кто смеяться разучился, тот опору потерял."



(англ. Ken Elton Kesey, 17.09.1935 — 10.11.2001) 



— американский писатель.



 Считается одним из главных писателей бит-поколения и поколения хиппи.



Родился в местечке Ла-Хонда, штат Колорадо, в семье владельца маслобойни. В 1946 переехал в Спрингфилд, штат Орегон. Юность Кизи прошла на отцовской ферме в долине Вилламетт, где он рос и воспитывался в добропорядочной, набожной американской семье.





 В школе, а затем и в колледже Кизи увлекался спортом и даже стал чемпионом штата по борьбе, хотя уже тогда мечтал стать писателем. После окончания школы Кен сбегает из дома с одноклассницей Фэй Хэксби. Впоследствии Фэй станет вечной верной спутницей идеолога контркультуры и родит от него четверых детей (два сына и две дочери). В 1957 году Кизи окончил факультет журналистики университета штата Орегон. Начал увлекаться литературой, был награждён Национальной стипендией Вудро Уилсона и зачислен на курсы писательского мастерства в Стэнфордский университет.


...

   
Вику Ловеллу, который говорил мне, что драконов не существует, а потом завел меня прямо в их логово



«...Кто-то летит на запад, кто-то летит на восток, а кто-то летит над кукушкиным гнездом.»
Детская считалка


 
22 сентября


22 сентября 1741 года родился Петр Симон Паллас  


   ...

(1741—1811) 

— немецкий учёный-энциклопедист, естество­испытатель и путешественник на русской службе (1767—1810). Прославился научными экспедициями по Сибири и Южной России, внёс существенный вклад в становление и развитие биологиигеографииэтнографиигеологии и филологии, является одним из основателей биогеографии и экологии
 

 Родился в Берлине 22 сентября 1741 г. Его отец был военным хирургом, профессором Берлинской медико-хирургической коллегии. Мать – француженка Сусанна Лиенард – родом из старинной французской протестантской семьи из города Мец. Ее семья в связи с известными историческими событиями была вынуждена покинуть Францию и осесть в Германии. У родителей Палласа было трое детей: двое мальчиков и девочка. С малых лет детям прививали любовь к литературе, языкам, они получили прекрасное образование. В подростковом возрасте дети свободно владели греческим, французским, английским и латинским языками.


В 1754 г. Петр Симон по настоянию отца поступил в Берлинскую медико-хирургическую коллегию. Здесь он изучал анатомию, физиологию, акушерство, хирургию и ботанику. В коллегии будущий ученый получил основы знаний по зоологии, палеонтологии, этнологии, метеорологии, этнографии. Завершив обучение в Берлине, Паллас в 1758–1759 гг. в г. Галле изучал педагогику, философию, горное дело, зоологию. Особое внимание он уделял ботанике: обучение проходил по системе выдающегося шведского естествоиспытателя и натуралиста Карла Линнея, который получил мировую известность благодаря созданной им систематике растительного и животного мира. К моменту обучения Палласа в Галле К. Линней опубликовал свое знаменитое произведение «Система природы», в котором была представлена его система классификации растительного и животного мира. Эта система Линнея завершила огромный труд ботаников и зоологов первой половины XVIII в. Ученый разделил все растения на 24 класса. В основу такого разделения он положил число, величину и расположение тычинок и пестиков цветка, а также признаки одно-двудомного или многодомного растения. Всех животных ученый разделил на 6 классов: млекопитающие, птицы, амфибии, рыбы, черви и насекомые. По всей видимости именно этот курс знаменитого ученого окончательно определил основное увлечение П. С. Палласа – ботанику. В г. Галле он также прослушал курс математики и физики.


В 1759 г. Паллас переехал в Геттинген, который был расположен в Нижней Саксонии (до 1945 г. – провинция Ганновер) и поступил в университет, где расширил свои познания в области естественных и математических наук. Сам университет был основан в 1737 г., и уже со второй половины XVIII в. он стал центром рационалистического направления философии, а к концу века примкнул к неогуманизму. Это высшее учебное заведение прославили такие известные ученые, как Гаусс, Дальмон, братья Гримм. С момента открытия университета при нем был основан и ботанический сад. где все свое свободное время проводил Паллас.


Пройдя курс обучения в старейшем германском университете, Паллас переехал в начале 1760 г. в Нидерланды, где изучал в Лейденском университете ряд предметов, в т. ч. ботанику. Завершил обучение он здесь защитой докторской диссертации. Тема его научного исследования была посвящена паразитическим червям. Молодому ученому исполнилось только 19 лет.
В конце 60-х гг. XVIII в. Паллас вернулся на родину.


А уже в 1761 г. он уехал в Англию, чтобы увидеть ее города и кабинеты редкостей, посетить знаменитые ботанические сады в Челси и Кью с их богатыми зоологическими коллекциями.


Еще в своих ранних работах Паллас высказывал ряд новых идей. Им был напечатан первый для того времени перечень животнорастений («Elenchus Zoophytorum»), где он указывал на связь между животными и растительными царствами. Речь шла о таксономических группах растений и животных в виде родословного древа с ветвями. Позднее, в 1766 г., он выпустил «Mischbanea Zoologica» с описанием многочисленных животных форм, а в 1767–1780 гг. – «Specibegia (Zooiogica)», где было обращено внимание на географию распространения животных.


В 20-летнем возрасте П. С. Палласа избрали академиком в Риме и Лондоне.


Судьба связала Палласа с Россией в 1767 г. В 1765 г. умер великий русский ученый М. В. Ломоносов. Главой Академии наук Екатериной II был назначен «умный и просвященный» Владимир Орлов. 23 мая 1769 г. по прогнозам многих известных астрономов и ученых ожидалось уникальное явление – прохождение Венеры по диску Солнца. Для наблюдения за этим примечательным событием во многих странах Европы снаряжались специальные экспедиции. Желая участия России в такой экспедиции, Орлов по рекомендации профессора из Лейпцига Х. Людвига направил приглашение Палласу. В своем письме ученому Орлов писал, что он 22 апреля 1767 г. избран академиком и профессором натуральной истории Петербургской Академии наук.


30 июля 1767 г. Петр Симон Паллас прибыл в Санкт-Петербург. Вскоре он принял участие в подготовке научной экспедиции, о которой мечтал еще сам великий Ломоносов.


В 1768 г. Академия наук сформировала пять экспедиций для комплексного изучения Поволжья, Кавказа, Урала и Сибири. Они получили свои названия по основным базам: три – Оренбургские и две – Астраханские. Руководителями оренбургских отрядов были назначены молодые ученые Петр Симон Паллас, Иван Иванович Лепехин и Иоганн Петер Фальк. Отряд Палласа в Оренбургской экспедиции считался основным и он являлся по существу ее общим руководителем. Вторым отрядом командовал И. И. Лепехин, который к моменту начала экспедиции окончил гимназию и университет при Петербургской Академии наук, был учеником С. П. Крашенинникова, а в 1762–1767 гг. занимался в Страсбургском университете.


Иван Иванович Лепехин (1740–1802) – выдающийся русский путешественник и натуралист, член Петербургской Академии наук с 1771 г. Он также член и непременный первый секретарь Российской Академии наук с 1783 по 1802 г. В 1773 г. совершил экспедицию в Прибалтику и Белоруссию. Его перу принадлежит работа «Дневные записки путешествия… по разным провинциям Российского государства». Лепехин высказал мысль о взаимной связи между климатом, растительностью, животным миром и природными зонами земного шара. Научные выводы Лепехина касались вопросов изменений свойств растений и животных под влиянием внешней среды.


Во главе третьего отряда Академии наук был поставлен Иоганн Петер Фальк (1727–1774), шведский врач и естествоиспытатель. Образование Фальк получил в Упсальском университете: изучал ботанику под руководством К. Линнея. По его рекомендации уехал в Россию и начал работать в Петербургской Академии наук. Основной целью экспедиции Фалька 1769–1773 гг. было изучение флоры и растительности Астраханского и Оренбургского краев, Западной Сибири, Южного Урала и Казани. В ходе экспедиции ученый собрал материалы по истории татарского и калмыцкого народов.


Маршруты Оренбургской экспедиции охватывали Поволжье от Симбирска до Царицына и Гурьева, «восточные берега Каспийского моря», «степи по ту и по сю сторону Яика», Уральские горы и Исетскую провинцию, реки Иртыш и Тобол, а также всю территорию между Уфой и Чусовой и горы между городами Екатеринбургом и Соликамском.


Экспедиция И. И. Лепехина держала путь на Волгу, Урал, север Европейской России. Она покинула Петербург 8 июля 1768 г., а экспедиция Фалька в Астраханский и Оренбургские края отбыла 2 сентября этого же года.


«Озеро Колыван окружено с запада на северо-восток большими горами, кои отчасти редким обросли лесом, но вообще весьма дики и каменисты. Но между западом и севером идет высокая равнина к Алею, на которой близко, около озера множество удивительных каменьев высунулось, кои состоят из лежащих друг на друге плоских и различно к северу наклонённых толстых кругляков. И кажется, якобы они продолжительным неким водополием вымыты и округлены…»


 
спасибо за тему
 
А человек гибнет без цели...
 
Станислав Смешков, что такое цель?
Читают тему (гостей: 7)