Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
31 мая
31 мая 1802 года родился Цезарь Пуни, урождённый Чезаре Пуньи

       (31 мая 1802, ГенуяСардинское королевство —14 [26] января 1870Санкт-ПетербургРоссийская империя) — итальянский композитор, работавший в театрах Милана, Парижа, Лондона и Санкт-Петербурга. 
Автор 312 балетов, 10 опер, 40 месс, а также симфоний, кантат и других сочинений.

Окончил Миланскую консерваторию (1822). 
Служил балетным композитором в театрах Милана, Лондона, Парижа и др. городов Европы. 

С 1851 года композитор балетной музыки при Петербургских императорских театрах. Сотрудничал с хореографами Ж. Перро, А. Сен-Леоном, М. И. Петипа и др. Автор многих балетов, в том числе "Эсмеральда" (1844), "Дочь фараона" (1862), первого балета на русскую национальную тему "Конёк-Горбунок" (по сказке П. П.  Ершова , 1864), опер и других произведений. Его балетная музыка, не имеющая самостоятельного художественного значения, отличается мелодичностью, метрически чёткими формами, благодаря чему некоторые балеты сохранились в репертуаре театров.


    


Сын композитора, Альберт Пуни (в православии Андрей Пуни), был виолончелистом Мариинского театра.
Внуки:
  • художник-авангардист Иван Альбертович Пуни, эмигрировавший во Францию и артист балета, балетмейстер, педагог, соавтор первого учебника по характерному танцу, пионер кино и мультипликации
  • Александр Викторович Ширяев, танцевавший в балетах своего деда, а также возобновивший некоторые из них (совместно с Мариусом Петипа) на сцене Мариинского театра.
 
31 мая
31 мая 1773 года родился Людвиг Иоганн Тик

        (31 мая 1773Берлин — 28 апреля 1853, Берлин) — немецкий поэт, писатель, переводчик, драматург эпохи романтизма.


Сын зажиточного берлинского ремесленника.

 Окончил гимназию, учился в Галльском и Геттингенском университетах, где усиленно изучал Шекспира и Сервантеса. 
Литературной работой Т. занялся еще на школьной скамье.
 В 1797 Т. встретился с братьями Шлегель . Это знакомство сыграло решающую роль в литературном развитии Т.
 В 1799 Т. вошел в т. наз. иенский кружок романтиков.
 Стяжал признание и восхищение теоретиков романтизма романом «Странствование Франца Штернбальда» (Franz Sternbalds Wanderungen, 1798 ).  
То, что стихийно зрело в Т., получает в иенском кружке обоснование, подымается на высоту философии. После распада иенского кружка Т. надолго почти совершенно прекратил лит-ую деятельность.
 С 1819 он занимался гл. обр. историей театра и драмы. 
С 1825 Тик состоял официальным драматургом дрезденского придворного театра. 
Его последнее произведение — роман «Vittoria Accorombona» (1840).
Читать книги
 
31 мая
31 мая 1832 года родилась Мария Александровна Гартунг

     (до замужества Пушкина; 19 (31) мая 1832 годСанкт-ПетербургРоссийская империя —7 марта 1919МоскваРСФСР) — старшая дочь Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Пушкиной, урождённой Гончаровой.

Получила домашнее образование. В девять лет она свободно говорила, писала и читала по-немецки и по-французски. Позднее Мария Александровна училась в привилегированном Екатерининском институте.


После окончания института в декабре 1852 года — фрейлина императрицы Марии Александровны, супруги Александра II.

В апреле 1860 года в возрасте 28 лет вышла замуж за Леонида Николаевича Гартунга (18341877), генерал-майора, управляющего Императорскими конными заводами в Туле и Москве, сына Н. И. Гартунга

Супруг погиб в 1877 году. Его несправедливо обвинили в хищении, и на суде он застрелился, оставив записку: «Я … ничего не похитил и врагам моим прощаю». Гибель мужа стала ударом для Марии Александровны. В одном из писем родственникам она писала:

"Я была с самого начала процесса убеждена в невиновности в тех ужасах, в которых обвиняли моего мужа. Я прожила с ним 17 лет и знала все его недостатки; у него их было много, но он всегда был безупречной честности и с добрейшим сердцем. Умирая, он простил своих врагов, но я, я им не прощаю."

Детей не имела. После смерти в 1875 году Софьи Александровны, урождённой Ланской (1838?—1875), первой супруги брата Александра, Мария Александровна помогала воспитывать осиротевших детей. Часто гостила она и у своих единоутробных сестёр Ланских.

Мария Александровна принимала активное участие во всём, что было связано с её отцом и памятью о нём. В 1880 году присутствовала вместе с братьями и сестрой на открытии памятника Пушкину в Москве. 

Долгие годы она потом приходила к памятнику Пушкина на Тверской и часами сидела возле него.

 Поэт Николай Доризопосвятил ей строки:
Во всей России знать лишь ей одной,
Ей,
одинокой
седенькой старухе,
Как были ласковы
и горячи порой

Вот эти пушкинские бронзовые руки.

— Николай Доризо. «России первая любовь. Мой Пушкин»
До 1910 года Мария Александровна была попечительницей городской аудитории-читальни, которая была открыта 2 мая 1900 года в Москве (ныне библиотека имени А. С. Пушкина), но была вынуждена отказаться из-за возраста и нездоровья.

В 1918 году первый нарком просвещения А. В. Луначарский ходатайствовал о назначении пенсии дочери Пушкина. Обследовав условия жизни Марии Александровны «для определения степени её нуждаемости» и «учтя заслуги Пушкина перед русской литературой», Наркомсобес выделил ей персональную пенсию, которую она не успела получить.

 Мария Александровна умерла в Москве 7 марта 1919 года. Похоронена на новом Донском кладбище.


В 1868 году в Туле в доме генерала Тулубьева Мария Александровна познакомилась со Львом Толстым, отразившим позднее некоторые черты её внешнего облика в романе «Анна Каренина».
 Свояченица Толстого Т. А. Кузминская в своей книге «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» писала: 
« … Когда представили Льва Николаевича Марии Александровне, он сел за чайный столик подле неё; разговора я их не знаю, но знаю, что она послужила ему типом Анны Карениной, не характером, не жизнью, а наружностью, Он сам признавал это».

 В экспозиции Государственного музея Л. Н. Толстого в разделе, посвящённом роману «Анна Каренина», помещён портрет М. А. Гартунг, выполненный И. К. Макаровым в 1860 году. Портрет этот приобретён в 1933 году у давней знакомой Марии Александровны — Е. С. Макаренко. На нём Мария Александровна изображена с жемчужным ожерельем, доставшимся ей от матери, и гирляндой анютиных глазок в волосах. 
В романе же автор так описывал Анну Каренину:
Анна не была в лиловом… …На голове у неё, в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на черной ленте пояса между белыми кружевами. Причёска её была незаметна. Заметны были только, украшая её, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивающиеся на затылке и висках. На точёной крепкой шее была нитка жемчугу.            


 
31 мая
31 мая 1837 года родился Николай Васильевич Успенский

       (31 мая 1837, село Большое Скуратово Чернской округиТульская губерния[1] —21 октября [2 ноября1889Москва) — русский писатель. Двоюродный брат Глеба Успенского. Скончался 21 октября 1889 года на одной из улиц Москвы в районе Смоленского рынка. Похоронен на Ваганьковском кладбище у могилы Левитова.



Сначала будущий писатель учился в духовной семинарии, а затем в Медико-хирургической академии и Петербургском университете, который, правда, не закончил.
Литературная деятельность Успенского началась в1857 году, когда в журнале «Сын отечества» был напечатан рассказ «Старуха». Позже Николай Успенский, сблизившись с Некрасовым иЧернышевским, стал сотрудником «Современника». В1861 году по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию, где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году Успенский, резко настроенный противсамодержавия, «обманувшего народ», был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю.
После конфликта с Некрасовым, Успенский порвал и с «Современником». В дальнейшем пробовал быть учителем (1862 год преподавал вЯснополянской школе Л. Н. Толстого, в Оренбургеи Москве) и продолжал писать, печатаясь в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы». В1864 году писатель проживал в усадьбе Тургенева.
После 1874 года, жил на разных квартирах в районеАрмянского переулка, где обычно собирались писатели «московской темы». В то же время был дружен с известным художником А. К. Саврасовыми литератором и москвоведом И. К. Кондратьевым.
В 1878 году Николай Васильевич женился, однако овдовел уже в 1881 году, а с 1884 года писатель стал бродяжничать, часто голодая. Однако, Успенский продолжал писать, временами публикуясь в «Русском вестнике» и бульварном «Развлечении». Кроме этого он играл перед уличной толпой на музыкальных инструментах, распевал куплеты ичастушки, он разыгрывал целые сцены с маленьким крокодиловым чучелом, от лица которого произносил монологи. В одиночестве Успенский злоупотреблял алкоголем, а в октябре1889 года окончил жизнь самоубийством, зарезавшись в переулке. Некролог был напечатан лишь в декабре того года в «Историческом Вестнике». Другие крупные издания некролог не печатали.
Наиболее художественно ценные повести Успенского 1860-х — «Фёдор Петрович» (1866), «Старое по-новому» (1870), написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными. Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против Николая Успенского, произведения которого были чужды народнической идеализации общинных «устоев». Постепенно Николай Васильевич стал «забытым писателем», творчество которого, как одного из «шестидесятников» и соратников революционно-демократической реалистической литературы, снова привлекло к себе внимание лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.


Основное значение очерков Успенского определяется их правдивостью, силой критического реализма, свойственной им. Наиболее ярким средством художественной характеристики, каким располагал Успенский, был язык его героев. Писатель очень умело воспроизводил многообразие оттенков разных говоров, охотно прибегал к сказу (напр. «Поросенок», рассказанный деревенской просвирней, «Грушка» — торговцем, «Хорошее житье» — целовальником, и т. д.). Очерки Успенского подчас подымались до уровня тонко написанных новелл, избегая прямой, голой тенденциозности, выражая идею прежде всего показом самой жизни. Так, в «Хорошем житье» он обличает кабатчика, не говоря от себя ни единого дурного слова о нём. У Успенского мы находим ряд рассказов, где он прибегает к шаржу и гротеску («Обоз», «Змей» и др.). Это были зародышевые формы того же рода, какой нашёл себе место в творчестве Щедрина, в его «Истории одного города», в «Сказках». Как и Щедрина, Успенского толкало к гротеску остро ощущавшееся просветителем противоречие между действительной и разумной жизнью. Гротескные сцены и образы Успенского не имели, разумеется, силы и глубины щедринской сатиры, так как при всех достоинствах своих очерков писатель всё же редко шёл дальше натурализма и шаржа.


             
 
31 мая
31 мая 1892 года Константин Георгиевич Паустовский

       (19 (31) мая 1892Москва — 14 июля 1968, там же) — русский советскийписатель, классик русской литературы. Член Союза писателей СССР. Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира. Во второй половине XX века его повести и рассказы вошли в российских школах в программу по русской литературе для средних классов как один из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы.

Дед писателя Максим Григорьевич Паустовский был солдатом, а бабушка Гонората до принятия христианства носила имя Фатьма, и была турчанкой. По воспоминаниям Константина Паустовского его дед был кротким синеглазым стариком, любившим петь надтреснутым тенором старинные думки и казацкие песни, и рассказывавшим много невероятных, а подчас и трогательных историй «из самой что ни на есть происшедшей жизни». 
Отец писателя Георгий Паустовский был железнодорожным статистиком, за которым среди родственников установилась слава легкомысленного человека, с репутацией фантазера, который, по словам бабушки Константина, «не имел права жениться и заводить детей». Он происходил из запорожских казаков, переселившихся после разгрома Сечи на берега реки Рось около Белой Церкви. Георгий Паустовский долго не уживался на одном месте, после службы в Москве жил и работал в Пскове, в Вильно и позже осел в Киеве, на Юго-Западной железной дороге. Мама писателя Мария Паустовская была дочерью служащего на сахарном заводе, и обладала властным характером. Она очень серьезно относилась к воспитанию детей, и была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них «что-нибудь путное». 
У Константина Паустовского были два брата и сестра. Позже он о них рассказывал: «Осенью 1915 года я перешел с поезда в полевой санитарный отряд и прошел с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до городка Несвижа в Белоруссии. В отряде из попавшегося мне засаленного обрывка газеты я узнал, что в один и тот же день были убиты на разных фронтах два мои брата. Я остался у матери совершенно один, кроме полуслепой и больной моей сестры». Сестра писателя Галина умерла в Киеве в 1936 году. 
В Киеве Константин Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Константин был вынужден самостоятельно зарабатывать себе на жизнь и учебу репетиторством. В автобиографическом очерке «Несколько отрывочных мыслей» в 1967 году Паустовский писал: «Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и - тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе»...



     [img]http://www.museum.ru/img.asp?79165[/img]


 
31 мая
31 мая 1918 года Постановлением Наркомпроса введено обязательное совместное обучение школьников и школьниц.
    
 
  

В дореволюционной России по принципу раздельного обучения учеников работали все учебные заведения. Мальчики учились в гимназиях, лицеях и вузах, а девочки в специальных образовательных учреждениях.Недоступным для женщин до конца XIX века было и высшее образование. Поэтому во многом совместное обучение возникло после революции на волне борьбы за равноправие, и с 1918 года мальчики и девочки стали учиться вместе. Вернулись к разделению в 1943 году, но уже через 11 лет учащихся снова объединили. Произошло это после смерти Сталина, на волне либерализации общественной жизни в СССР.

Обсуждать вопрос о раздельном обучении в школах начали примерно четверть века назад. Среди педагогов-новаторов Амонашвили, Шаталова, Щетинина занял свое место и Владимир Базарный. В то время он создал в подмосковном Сергиевом Посаде лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. Проведя многочисленные социологические исследования, Базарный пришел к однозначному выводу: главный враг здоровья детей - советская школа.
Один из китов, на котором стоит методика педагога: разделение классов по половому признаку. "Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту - вещь непростительная", считает Владимир Базарный. - Девочки на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника".

Последователи методики академика Базарного убедились в том, что высоких результатов позволяет достигать именно программа раздельного обучения. К примеру, в одной из школ Красноярского края, перешедшей на раздельное обучение, более 60% учеников - отличники, 90% выпускников с первой попытки поступают в вузы.
пытные площадки открылись уже на 35 территориях Российской Федерации - всего получилось 62 класса. Мониторинг здоровья, проведенный медиками после четырех лет обучения по новой системе, показал, что дети стали реже болеть. Раздельные уроки физкультуры дали поразительный эффект: ребята стали сильнее и выше ростом, чем их сверстники из других школ.
Никто, в том числе и в стане противников раздельного обучения, не спорит: в "сегрегированных" классах и успеваемость выше, и дисциплина лучше, и усвоение знаний быстрее, и физически ребята крепче. Вопрос - какой ценой?

Если обратиться к современному опыту западных стран, то в немецких государственных школах разделение по половому признаку категорически запрещено. Исключение составляют только несколько особо престижных, очень дорогих частных гимназий.
Американский департамент образования недавно ввел новые правила, облегчающие организацию раздельного школьного обучения. Начиная с 1998 года количество школ в США, предлагающих раздельное обучение мальчиков и девочек, возросло с 4 до 223. Школы, имеющие хотя бы несколько "однополых" классов, есть в 32 штатах.


Плюсы или что говорят сторонники раздельного обучения
  1. Головной мозг у мужчин и женщин отличается. У девочек больше развито правое полушарие, поэтому они воспринимают знания через эмоции. У мальчиков — левое, поэтому им нужны доказательства и эксперименты.
  2. Половое созревание — сложный процесс, который лучше проходит в гомогенном классе. Это позволяет избежать насмешек одноклассников и неловких моментов, например, на уроках физкультуры.
  3. Дети на совместном обучении перенимают общие черты, девочки становятся мужеподобными, а мальчики — женоподобными.
  4. Теряется романтика сексуальных отношений в будущем. Ещё в школе девочки перестают уважать мальчиков (и наоборот) и несут эти стереотипы во взрослую жизнь.
Минусы или что говорят противники раздельного обучения
  1. Дети различаются не только по половому признаку, но и по психотипу. Среди мальчиков есть тихони и забияки, среди девочек тоже. Будет ли комфортно спокойному мальчику, у которого превалирует правое полушарие, в классе, где всё обучение построено на то, что основное полушарие — левое? Ребёнок будет ощущать себя так же некомфортно, а, возможно, ещё хуже, так как он становится необычным, другим, то есть — изгоем.
  2. Раздельное образование подразумевает разный набор предметов. Но в нашем обществе нет чёткого разделения профессий на мужские и женские, так зачем искусственно обделять детей в школах?
  3. Результаты школьного воспитания в большей степени зависят от личностей окружающих детей учителей. Плохой учитель не даст ничего хорошего ребёнку ни при совместном, ни при раздельном обучении.
  4. В нашем обществе утерян «институт семьи». Родители десятилетиями отлучены от своих детей, зарабатывая деньги на пропитание, поэтому школа становится важным «институтом жизни». При совместном обучении дети вырабатывают стереотипы межполовых отношений в школе, при раздельном обучении это практически невозможно.

http://www.prodetey.ru/3899-razdelnoe-obuchenie-v-shkole-za-i-protiv
Раздельное обучение в школе: за и против







     



С яблоком всё ясно. У яблока середина золотая, из неё можно вырастить яблоню. Без середины здесь никак...
 
1 июня
17 до н. э. — на секулярных (вековых) играх 1—3 июня римский принцепс Август отметил начало новой эры — эры всеобщего мира.
      

Её высшими ценностями он провозгласил верность, мир, честь, нравственность и мужество. Первые секулярные игры — праздник жертвоприношения подземным богам — состоялись в 249 г. до н. э. во время первой Пунической войны и должны были затем повторяться каждые сто лет, но в 49 г. до н. э. не состоялись из-за гражданской войны. Август восстановил древнюю традицию.

Возвращение к жизни старых, уже забытых религиозных ритуалов, празднеств, реставрация древних жреческих коллегий 
сопутствовало восстановлению обветшавших святилищ и строительству новых.

 Наиболее характерным было проведение впервые после 149 г. до н. э. — Секулярных, т. е. «столетних» игр. При возрождении этой традиции, восходящей к середине III в. до н. э., было заявлено, что согласно «сивиллиным книгам» век должен длиться не 100, а 110 лет и отныне Секулярные игры следовало проводить точно в срок. 
В 17 г. до н. э., когда Август возобновил Секулярные игры, они продолжались три дня и три ночи, причем жертвы приносили не только богам подземного царства Диту и Прозерпине, но и Юпитеру, Юноне, Аполлону, Диане и другим богам. 27 мальчиков и девочек составили хоры, распевавшие гимн, написанный Горацием по заказу принцепса специально к Секулярным играм и содержавший обращения к богине Эйлейтии, дабы она одарила многочисленным потомством римский народ, и к Солнцу-Кормильцу, дабы оно не узрело никого более могущественного, чем Римское государство.


  

Терентинские игры   


Секуляризация



  
Секуляризация, то есть «утрата религией своей социальной значимости».


    




Сивиллы, сибиллы ( лат. Sibylla, Sibulla, -ae) —
 в античной культуре пророчицы и прорицательницы,

 в экстазе предрекавшие будущее, зачастую бедствия.

Картинки:
1. Микеланджело, Ливийская сивилла.

2. Микеланджело Персидская сивилла.

3. Печать сделана Томасом де Лей 
Дата 
1601-1612 
Пластина 6: Кумская Сивилла, с цветами в руках.
 
1 июня
1 июня 1804 года родился Михаил Иванович Глинка 

       (20 мая [1 июня1804, с. Новоспасское Смоленской губернии — 3 [15] февраля 1857, Берлин; похоронен в Санкт-Петербурге) — русский композитор. Сочинения Глинки оказали влияние на крупнейших русских композиторов — А. С. ДаргомыжскогоМ. П. МусоргскогоН. А. Римского-КорсаковаА. П. БородинаП. И. Чайковского и других. По выражению В. В. Стасова, «оба [Пушкин и Глинка] создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке».


До шести лет воспитывался бабушкой (по отцу) Фёклой Александровной, которая полностью отстранила мать Михаила от воспитания сына. Михаил рос нервным, мнительным и болезненным баричем-недотрогою — «мимозой», по собственной характеристике Глинки. После смерти Фёклы Александровны, Михаил снова перешёл в полное распоряжение матери, приложившей все усилия, чтобы стереть следы прежнего воспитания. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Федоровна Кламмер.
В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте (в 1819 году переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер. В Петербурге Глинка берет уроки у крупнейших музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда. В пансионе Глинка знакомится с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта.
По окончании пансиона в 1822 году Михаил Глинка усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство». С этого момента Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. В этот период им были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А. Я. Римского-Корсакова и другие. Однако он долгое время остаётся неудовлетворённым своей работой. Глинка настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. В 1823 году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами. В эти же годы расширяется круг знакомств Михаила Ивановича. Он знакомится с Василием Жуковским, Александром Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, Антоном Дельвигом, Владимиром Одоевским, ставшим впоследствии его другом.


 Первые музыкальные впечатления Глинки связаны с народной песней. Ещё в детстве приобщился к профессиональной музыке (слушал концерты крепостного оркестра, зачастую сам участвовал в них).
...


 В «Камаринской» Глинка раскрыл специфические особенности национального музыкального мышления, синтезировал богатство народной музыки и высокого профессионального мастерства. Продолжение у русских композиторов-классиков получили традиции «испанских увертюр» ( от них — путь к жанровому симфонизму «кучкистов»), «Вальса-фантазии» (его лирические образы родственны балетной музыке и вальсам Чайковского). Велик вклад Глинки в жанр романса. В вокальной лирике он впервые достиг уровня поэзии Пушкина, добился полной гармонии музыки и поэтического текста. Глинке принадлежат мемуары («Записки», 1854—55, опублекованные в журнале «Русская старина», 1870, т. 1—2). А. Н.Серов записал его «Заметки об инструментовке» (впервые опублекованные в «Музыкальном и театральном вестнике», 1856, № 2, 6). 


Он свободно владел шестью иностранными языками, среди которых был и персидский.


«...Увезите меня подальше отсюда, — в этой гадкой стране я уже достаточно всего натерпелся, с меня довольно! Им удалось отнять у меня всё, даже святой восторг перед моим искусством — моё последнее прибежище.»



Мемориальная доска на доме 8 по Franz?sische Stra?e в Берлине




                  



      

Картинки:


2. Музей-усадьба М.И.Глинки
Адрес: село Новоспасское Ельнинского района Смоленская обл.
 
1 июня
1 июня 1844 года родился Василий Дмитриевич Поленов

       (20 мая [1 июня1844Санкт-Петербург — 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область) — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник Республики (1926).

родился в Петербурге в дворянской семье, в которой из поколения в поколение предавались культурные традиции. В кабинете художника висел портрет его деда - писателя, первого устроителя государственного архива, участника первой Отечественной войны, и отца - историка, секретаря Русского археологического общества, много занимавшегося памятниками прошлого России. Мать рисовала и писала детские книги. Все дети были способны к рисованию, и с ними занимались педагоги из Академии художеств. Кроме того, детей учили музыке. Впоследствии Василий Дмитриевич будет по вечерам музицировать и сочинит романсы на слова Лермонтова. Детство Василия Поленова было счастливым и безоблачным.


В 1863 году после окончания гимназии В. Поленов поступает в Петербургский университет. Но его притягивает живопись, поэтому он посещает Академию художеств. Вольнослушатель Поленов занимается не только рисунком, но и слушает лекции по истории искусства, по анатомии, по начертательной геометрии. Он успевает заниматься музыкой (поет в хоре Академии) и является завсегдатаем оперы и концертов. В 1868 он продолжает учебу в университете на юридическом факультете и, занимаясь живописью, в 1871 году получает большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Аира». На эту же тему пишет картину Илья Репин.




Художник Василий Поленов. «Воскрешение дочери Аира»





Художник Илья Репин. «Воскрешение дочери Аира»


После этого Василий отправляется на длительное время для учебы за границу. Вместе в Репиным он работает над пейзажами в местечке Вёль, а в 1876 году в Париже заканчивает произведение «Арест гугенотки». Его еще часто называют «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон».


В 1876 году Поленов вернулся в Россию, но не задержался в ней. Он увлечен идей единения славянских народов на Балканах. В. Поленов едет сначала на сербско-турецкий фронт, потом на русско-турецкий. Как доброволец, он принимает участие в боевых действиях против турок. Он отмечен двумя наградами – золотым сербским Таковским крестом и медалью «За храбрость». С театра военных действий он привозит картины, зарисовки, этюды, на которых изображены преимущественно сцены военного быта, сербские и черногорские деревни, характерные национальные типы.




«Бабушкин сад» (1879)



В 90-х годах В.Д. Поленов приобретает пустой песчаный бугор на берегу Оки. Здесь он строит дом по собственному проекту, разбивает прекрасный сад и вдохновенно пишет милые его сердцу пейзажи Оки. Особенно любит Поленов Василий Дмитриевич картины осени, когда природа расцвечена всеми красками: золотом, багрянцем, остатками зелени. 




«Ранний снег» (1891).  Это первая значительная работа живописца, когда он переселился в Бёхово на Оку.



Так вместе со всей своей большой семьей (супруга и пятеро детей) последние годы жизни провел В. Д. Поленов на Оке. Там он создал музей. Теперь он называется «Поленово». Там же и похоронен под скромным олонецким крестом, рисунок которого создал сам.






 
1 июня
1 июня 1920 года родился Давид Самойлов 


     (настоящее имя — Давид Самуилович Кауфман1 июня 1920Москва — 23 февраля 1990,Таллин) — русский советский поэт, переводчик.



Маму звали Цецилия Израилевна. Отец Самуил Абрамович Кауфман работал главным венерологом Московской области, участвовал в Первой мировой и Гражданской войне; в Великую Отечественную работал в тыловом госпитале. 

Образы родителей будущим поэтом будут ярко описаны в стихотворениях «Двор моего детства» и «Выезд», а детские воспоминания автор правдиво запечатлел в автобиографических произведениях «Дом», «Сны об отце», «Квартира», «Из дневника восьмого класса». 



ДВОР МОЕГО ДЕТСТВА

Еще я помню уличных гимнастов, 


Шарманщиков, медведей и цыган 

И помню развеселый балаган 

Петрушек голосистых и носатых.

 У нас был двор квадратный. 

А над ним Висело небо — в тучах или звездах. 

В сарае у матрасника на козлах 

Вились пружины, как железный дым. 

Ириски продавали нам с лотка.

 И жизнь была приятна и сладка... 

И в той Москве, которой нет почти

 И от которой лишь осталось чувство, 

Про бедность и величие искусства 

Я узнавал, наверно, лет с пяти. 

Я б вас позвал с собой в мой старый дом.

 (Шарманщики, петрушка — 

что за чудо!) 

Но как припомню долгий путь оттуда — 

Не надо! Нет!.. 

Уж лучше не пойдем!..


Школу будущий поэт окончил в 1938 году и стал студентом Московского института философии, истории и литературы, где преподавали самые лучшие ученые того времени: Л. И. Тимофеев, Н. К. Гудзий, Д. Н. Ушаков, Ю. М. Соколов, С. И. Радциг, Д. Д. Благой. За период учебы Давид Самойлов (фото военного периода) подружился с поэтами, позже именуемыми представителями поэзии военного поколения 40-х годов: Сергеем Наровчатовым, Борисом Слуцким, Михаилом Кульчицким, Павлом Коганом. Им было посвящено пророческое стихотворение «Пятеро», причем пятым был сам автор. 


Пятеро
Жили пятеро поэтов

В предвоенную весну,

Неизвестных, незапетых,

Сочинявших про войну.
То, что в песне было словом,

Стало верною судьбой.

Первый сгинул под Ростовом,

А второй - в степи сырой.
Но потворствует удачам

Слово - солнечный кристалл.

Третий стал, чем быть назначен,

А четвертый - тем, чем стал.
Слово - заговор проклятый!

Все-то нам накликал стих…

И живет на свете пятый,
Вспоминая четверых.

...

Биография Давида Самойлова имеет факт ранения, полученного в 1943 году. Спасением жизни писатель обязан своему другу – алтайскому крестьянину С. А. Косову, которому впоследствии было посвящено стихотворение «Семен Андреич». После выписки из госпиталя вернулся на фронт. Будучи разведчиком, в составе Первого Белорусского фронта освобождал Германию, Польшу, дошел до Берлина. Важнейшие этапы биографии поколения военных лет Давид Самойлов подчеркнул в поэме «Ближние страны. Записки в стихах». 



...Ты думал, что книги пишут не люди, 

Ты думал, что песни живут, как кони, 

Что так оно было, так и будет, 

Как в детстве думал про звон колокольный.

Семен Андреич! Алтайский пахарь! 

Счастлив ли ты? Здоровый?

                                           Живой ли?

Помнишь, как ты разорвал рубаху 

И руку мне перетянул до боли!

Помнишь? Была побита пехота,

И мы были двое у пулемета.

И ты сказал, по-обычному просто,

Ленту новую заложив:

— Ступай. Ты ранен. (Вот нынче

                                                     мороз-то!) 


А я останусь, покуда жив...






«Мы не произошли от обезьян. 

Мы просто многому от них научились.»
Читают тему (гостей: 3)