Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
25 мая 

25 мая 1934 года родился Евгений Владимирович Бачурин


    (1934 — 2015) — советский и российский поэт, бард, художник. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации

С 1985 занимается исключительно живописью. Стихи, песни, короткие рассказы пишет с 1967 года. Стихи публиковались в периодической печати — журналах «Юность», «Знамя», «Сельская молодёжь»; в советских и зарубежных сборниках авторских песен; в «Литературной газете», в газетах «Русская мысль» (Париж), «Новое русское слово» (Нью-Йорк), в журнале «Континент» (Париж) В 1980 году вышел его первый диск — «Шахматы на балконе».

Море, солнце, чайки , безоблачное небо, казалось бы, что еще нужно для счастья. Смотри и наслаждайся природой. На самом деле все картины Евгения Бачурина имеют философский подтекст. А за внешней беспечностью и безмятежностью скрываются людские тревоги , неудовлетворенность, несбывшиеся мечты. Каждый погружен в себя и даже во время свидания думает о чем-то своем. Все персонажи, населяющие картины художника, одиноки, будь то девочка на качелях, женщина у окна, или уставшая от забот мать. 


[img]http://cs01.services.mya5.ru/DwABAIQAzQGPAc0BLP_D_sM/riSahw-O3s4jCzOoQ6oiig/sv/image/69/22/c5/31272/88/30%20%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%B0.jpg?1417621130[/img]        И ЗДЕСЬ



Все персонажи художника пришли из прошлого, из воспоминаний. Часто их фигуры размыты и призрачны, и у них нет лиц. Точнее есть, но какие, трудно вспомнить за давностью лет. Впрочем, для художника это не важно. Ведь их связывает с художником время, юность, прошедшая на юге, несбывшиеся надежды покорить весь мир.





Песни Евгения Бачурина


Евгений Бачурин "Под гитару", 2004.
 
26 мая
26 мая 1265 года родился Данте Алигьери 

        ((вторая половина мая, некоторые источники - 15 мая, 1265 — в ночь с 13 на 14 сентября 1321) — великий итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературногоитальянского языка, политический деятель. Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной», введённый Боккаччо), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры.

Согласно семейному преданию, предки Данте происходили из римского рода Элизеев, участвовавших в основанииФлоренции. Каччагвида, прапрадед Данте, участвовал в крестовом походе Конрада III (1147—1149), был посвящён им врыцари и погиб в бою с мусульманами. Каччагвида был женат на даме из ломбардской семьи Альдигьери да Фонтана. Имя «Альдигьери» трансформировалось в «Алигьери»; так был назван один из сыновей Каччагвиды. Сын этого Алигьери, Беллинчоне, дед Данте, изгонявшийся из Флоренции во время борьбы гвельфов и гибеллинов, вернулся в родной город в1266 году, после поражения Манфреда Сицилийского при Беневенто. Алигьери II, отец Данте, видимо, не принимал участия в политической борьбе и оставался во Флоренции.


Известно, что Данте был крещён 26 мая 1265 года (в первую страстную субботу после своего рождения) под именем Дуранте.
Первым наставником Данте был известный в то время поэт и учёный Брунетто Латини. Место, где учился Данте, неизвестно, но он получил широкие познания в античной и средневековой литературе, в естественных науках и был знаком с еретическими учениями того времени.

Ближайшим другом Данте был поэт Гвидо Кавальканти. Ему Данте посвятил множество стихов и фрагментов поэмы «Новая жизнь».
Первое актовое упоминание о Данте Алигьери как общественном деятеле относится к 1296 и 1297 годам, уже в 1300 или1301 году был избран приором. В 1302 году он был изгнан вместе со своей партией белых гвельфов[7] и никогда более не увидел Флоренции, умерев в изгнании.

В одном из эссе Томас Элиот пишет, что Данте — «самый всеобщий из стихотворцев, писавших на новых языках». Прежде всего речь идет о том, что Данте создал новый литературный язык, который оказался близок многим. Это не латынь, которая уже уходит, или некий диалект. Все, что было создано в Средневековье, Данте собирает воедино и создает уникальную целостную картину.
По преданию, последние главы «Рая» не смогли отыскать, и место их нахождения приснилось во сне сыну Данте, который последовал указаниям этого самого сна и обнаружил последние главы «Божественной комедии». Целиком она была опубликована уже после смерти поэта. Собственно говоря, два сына Данте станут поэтами и первыми комментаторами его поэмы. А одним из самых первых публичных комментаторов станет Джованни Боккаччо, который прочитает во Флоренции 15 лекций о «Божественной комедии», станет одним из тех, кто добавит этот самый эпитет «божественная» к простому обозначению самого Данте, который назвал ее «Комедия», и будет говорить о божественной по замыслу и воплощению поэме.
 "Смирится гнев, пресекший доступ мой
     К родной овчарне, где я спал ягненком,
     Не мил волкам, смутившим в ней покой, 
     В ином руне, в ином величьи звонком .
    Вернусь, поэт, и осенюсь венцом
    Там, где крещенье принимал ребенком..." 



 Однажды появляется Тоска:
     "Побыть с тобой намеренье имею".
     Казалось, Боль и Гнев явились с нею,
      Что выступала в роли вожака.


     "Уйди!"- прошу, но смотрит свысока
     Она гречанкой - как я, дескать, смею --
     И говорит свое, и я немею,
     Немудрено, и вдруг издалека
     Амора в неожиданном уборе
     Я вижу -- в черном с головы до пят --
      И со слезами в непритворном взоре.
     Я удивляюсь: "Что за маскарад?"
     И он в ответ: "У нас большое горе.
     Плачь, наша дама умирает, брат".



 Ещё стихи


Уильям Блейк. Иллюстрации к "Божественной комедии" Данте.


Гюстав Доре иллюстрации к «Божественной комедии» Данте-https://www.youtube.com/watch?v=dBsBIa_g3Xc
 
26 мая
26 мая 1955 года Чарльзом Эвансом  покорена третья по высоте вершина мира — Канченджанга (8585 метров). С ним вместе совершили восхождение Нормэн Харди и Тони Стритер.

            


Канченджанга - «Пять сокровищ великих снегов».

Третья по высоте вершина мира. Название ее осталось неизменно от традиционного местного имени. Однако из-за сложного названия как на Непальском, Тибетском или языке Хинди в переводе на современный английский (или другие языки), название горы может записываться и произноситься по разному, но все эти произношения имеют общий перевод: "Кан" означает снег, "Чэнь" - означает большой, "Джа" - сокровище и "Нга" - пять.

Традиционно это название было дано горе из-за того что в ее составе не одна а 5 вершин, каждая из которых олицетворяла одно из хранилищ Бога: "золото", "серебро", "драгоценные камни", "зерно", "священные книги".

Отдельно стоит упомянуть что на языке народности Лимбу эта гора известна под названием Sewalungma, что означает: "Гора которой мы преклоняемся". 
Это название напоминает всем что сама вершина Канченджанги - священное место, и по договоренности с местным населением и правительством альпинисты могут подниматься на гору, но при условии, что на самую макушку священной горы не должна ступить нога человека. 
Канченджанга на сегодняшний день имеет самый высокий показатель смертности (отношение число погибших на восхождениях к числу взошедших) — около 22%. На начало 2013 на вершине побывали 296 человек, в 2013 зашли еще 9.


Массив имеет несколько второстепенных вершин высотой более 8000 метров (Картинка 2), восходителей на них данная статистика не учитывает. 
На вершине массива имеется гребень, проходящий с запада на восток, соединяющий собой все пики массива высотой 8000 метров.
Самый популярный маршрут на Канченджангу — по пути первопрохода, совершенного британской экспедицией 25.05.1955 года по юго-западной стене. (Картинка 1)
Как и на других восьмитысячниках в то время, это первое восхождение было совершено с использованием кислородных баллонов и с помощью большой группы шерп.
В Непале существует легенда, что Канченджанга — гора-женщина, и она убивает всех женщин, которые пытаются подняться на её вершину. До недавнего времени эта легенда находила свое подтверждение:  долгое время единственной женщиной, которая смогла подняться на вершину (1998 ) и спуститься обратно, была британская альпинистка Джинетт Харрисон. Через полтора года она погибла во время восхождения на Дхаулагири. В 2008 году на вершину Канченджанги  взошла австрийка Герлинде Кальтенбрюннер, в 2009 году — испанка Эдурне Пасабан, полька Кинга Барановска и кореянка О Ын Сон.
Траверс горного массива Канченджанга, весной 1989 года



 .
Памятник Анатолию Букрееву в Аннапурне (Непал) .



   Анатолий Букреев Непокоренная вершина - интересное видео



Топ 10. Самые высокие и опасные горы мира.



(В чём сходство учителя и альпиниста?)
 
26 мая
26 мая 1623 года родился Уильям Петти

(Вильям Петтиангл. William Petty16231687) — английский статистик и экономист, один из основоположников-первопроходцев классической политической экономии в Англии; занимался торговлей, служил в королевском флоте, изучал медицинские науки, читал физику и анатомию в Оксфорде; в 1658 году состоял членом парламента.

Уильям Петти родился в 1623 году в городе Ромси, что на юге Англии, в семье суконщика. В детстве, в годы учёбы в городской школе, изучаемые дисциплины и особенно латынь постигал с заметной лёгкостью. В 14 лет ушёл из дома, нанявшись юнгой на корабль. Уже через год он был высажен на берег на севере Франции из-за перелома ноги. Благодаря знанию латыни, Уильям Петти был принят в Канский коллеж. Там он дополнительно овладел греческим и французским языками, математикой, астрономией.
В 1640 году Уильям Петти возвращается в Лондон. Он зарабатывает на жизнь черчением морских карт, а затем — службой в военном флоте. В 1643 году он покидает Англию и переезжает на континент для продолжения учёбы. Последующие четыре года обучения проходят в Амстердаме и Париже. Завершил медицинское образование Уильям Петти всё же на родине, проучившись ещё три года в Оксфордском университете.
В 1647 году Уильям Петти получил патент на изобретённую им копировальную машину. В первом его сочинении, «Advice for the advancement of some particular parts of learning» (1646), рекомендовалось более практическое направление образования.


Петти оставил заметный след в истории экономической науки, хотя единой точки зрения на его научный вклад до сих пор не существует. Одни авторы рассматривают его как выдающегося представителя меркантилизма, другие видят его основную заслугу в создании основ статистико-экономического метода исследований и экономической статистики, третьи считают основателем нового направления в науке, из которого впоследствии выросла английская классическая политическая экономия.


Среди основных трудов Петти – Трактат о налогах и сборах (A Treatise of Taxes and Contributions, 1662); Слово мудрым (Verbum Sapienti, 1665); Политический обзор, или анатомия Ирландии (Political Survey or Anatomy of Ireland, 1672);Разное о деньгах (Quantulumcunque Concerning Money, 1682); и Эссе о политической арифметике (Essays in Political Arithmetick, 1683).


В Трактате Петти рассуждал о стоимости, ренте, заработной плате, разделении труда и деньгах. Одним из первых высказал идею о существовании в экономике объективных закономерностей, которые называл естественными законами, фактически сформулировал закон стоимости, близко подошел к понятиям прибавочной стоимости и прибавочного продукта, проанализировал некоторые ценообразующие факторы, изложил свои соображения относительно эффективности разделения труда.


Политическая арифметика стала первым трудом, в основе которого лежал статистико-экономический метод исследования. Петти доказывал необходимость создания государственной статистической службы и исчисления национального богатства и национального дохода, произвел подсчет этих показателей для Англии и, таким образом, заложил основу современной системы национальных счетов.


       


Уильям Петти был человеком многих талантов - Последовательный новатор, опытный врач, талантливый ремесленник и невоспетый экономист ...

Хронология изобретений человечества это :) )
 
26 мая
26 мая 1667 года родился Абрахам де Муавр 

      (26 мая 1667Витри-ле-Франсуа — 27 ноября 1754Лондон) —английский математик французского происхождения. Член Лондонского королевского общества (1697), Парижской (1754) и Берлинской (1735) академий наук.


Родился во Франции, в недворянской семье врача-гугенота; частицу де перед своей фамилией он добавил по собственной инициативе. В 11 лет поступил в Протестантскую академию в Седане, где успел проучиться 4 года, после чего академия была запрещена властями (1682). Муавр продолжил образование в Сомюре (2 года). Вероятно, в это время он познакомился с теорией вероятностей по трудамГюйгенса.


Далее около года Муавр слушал лекции по физике и математике в Париже, но в 1685 году Людовик XIV официально отменил Нантский эдикт, возобновились притеснения протестантов, а сам Муавр попал в тюрьму. Подробности его заключения неизвестны, но так или иначе, он вынужден был покинуть родину.


В 1688 году он осел в Лондоне, где и прожил всю оставшуюся жизнь. На жизнь зарабатывал частным преподаванием. Вскоре Муавр стал известен как талантливый математик, однако как иностранец не имел никаких шансов на кафедру в английском учебном заведении. Религиозная дискриминация сменилась национальной.

Незадолго до его приезда вышла книга Ньютона «Математические начала натуральной философии» в трёх томах. Она так увлекла Муавра, что он разобрал её по листам и постоянно носил с собой очередную порцию для чтения, чтобы не терять времени при переездах от одного ученика к другому.


1692: познакомился с Галлеем, а через него — с Ньютоном. Вскоре они стали близкими друзьями. Ньютон чрезвычайно высоко ценил Муавра. Если верить сплетням той поры, Ньютон выпроваживал посетителей, досаждавших ему мелкими делами математического характера, с помощью следующей фразы: «Идите к де Муавру, он разбирается в этом лучше меня». Муавр также постоянно помогал Ньютону в издании и редактировании трудов (особенно «Оптики»).
1695: опубликован первый труд Муавра по анализу, «Метод флюксий».
1697: Муавр избран членом Лондонского королевского общества.
1710: участвует в комиссии, разбиравшей приоритетный спор Ньютона с Лейбницем.
1718: публикует свой главный труд по теории вероятностей: «The Doctrine of Chance: A method of calculating the probabilities of events in play». Книга вызвала большой интерес и выдержала 3 издания.
1722: публикует формулу Муавра.
1724: вероятностно-статистическое исследование «Annuities on lives» (переиздано четырежды).
1730: Муавр возвращается к анализу и публикует труд «Miscellanea Analytica», где впервые появляется формула Стирлинга.


НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Муавр открыл (1707) формулу Муавра для возведения в степень (и извлечения корней) комплексных чисел, заданных в тригонометрической форме.
Он первый стал использовать возведение в степень бесконечных рядов.
Ему и Дж. Стирлингу принадлежит асимптотическое представление факториала, носящее название формулы Стирлинга.
Помимо анализа, Муавр внёс большой вклад в теорию вероятностей. Доказал частный случаи теоремы Лапласа. Провёл вероятностное исследование азартных игр и ряда статистических данных по народонаселению. Кроме нормального, он использовал равномерное распределение. Для дискретного случая использовал и глубоко исследовал последовательности, названные им рекуррентными (возвратными). Большинство результатов де Муавра были вскоре перекрыты трудами Лапласа; степень возможного влияния де Муавра на Лапласа неясна.


Муавр в престарелом возрасте однажды обнаружил, что продолжительность его сна растёт на 15 минут в день. Составив арифметическую прогрессию, он определил дату, когда она достигла бы 24 часов — 27 ноября 1754 года. В этот день он и умер.



Интересные факты о математике



Факты о математиках



10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О НАУКЕ-https://www.youtube.com/watch?v=LaVaayViLw8



Слово «спам» появилось в 1936 году.
[RIGHT] Так называли консервы из несвежего мяса.
[/RIGHT]

 
26 мая
26 мая 1822 года родился Эдмон де Гонкур 

     (фр. Edmond Huot de Goncourt26 мая 1822Нанси — 16 июля 1896 Шанрозе) — французский писатель, прославившийся, вместе со своим братом Жюлем де Гонкуром, как романист, историк, художественный критик и мемуарист.

«История — это роман, который был, 
роман — это история, которая могла бы быть.»


«Бесчисленные планы человека редко завершаются удачей, 

в них есть что-то общее с рыбьей икрой:
 из миллионов икринок лишь несколько десятков удачливы.»



Эдмон и Жюль де Гонкур "Дневник". Отрывки.    




Читать книги
 
26 мая
26 мая 1891 года родился Владимир Васильевич Лебедев

         (26 мая [14 мая1891 — 21 ноября 1967) — русский советский живописецграфик, признанный мастер плакатакнижной и журнальной иллюстрации, основатель ленинградской школы книжной графики.Народный художник РСФСР (1966), член-корреспондент Академии художеств СССР (1967).

В. В. Лебедев рано стал профессионалом - уже с 1911 г. он публиковал рисунки в журналах, продолжая при этом доучиваться в различных частных студиях Петербурга. Главной школой для него всегда оставалась собственная творческая практика, подгоняемая ненасытным стремлением к совершенству, и учился он на протяжении почти всей жизни.


Даже будучи профессором петроградских ГСХМ (1918-21), он настойчиво постигал принципы живописи кубизма, реализовав свои поиски в графической серии "Прачки" (1920-25), а также в политических плакатах "Окон РОСТА" (1920-21)


Смелое упрощение и уплощение формы, резкие сопоставления немногих ярких цветов придавали его композициям своеобразную монументальность. Как прямое продолжение плакатов была выполнена серия сатирических рисунков "Панель революции" (1922), принесшая художнику известность.


Наиболее сильно и плодотворно искания Лебедева сказались на его книжной графике. Живописные эксперименты помогли ему, начиная с рисунков к "Слоненку" Р. Киплинга (1921), открыть новую эру в иллюстрировании детских книг. Найденное было развито в книжках С. Я. Маршака, постоянного соавтора Лебедева, - "Вчера и сегодня", "Мороженое", "О глупом мышонке", "Цирк" (все 1925), "Багаж" (1926), "Как рубанок сделал рубанок" (1927) и др.


Лебедев возглавлял в 1924-33 годах художественную редакцию отдела детской и юношеской литературы Государственного издательства, превратив его в центр создания высокохудожественных книг для детей. Он привлек в издательство художников своего поколения - В. М. Конашевича, Н. А. Тырсу, Н. Ф. Лапшина, В. М. Ермолаеву, воспитал молодых - А. Ф. Пахомова, Ю. А. Васнецова, Е. И. Чарушина, В. И. Курдова, Э. А. Будогоского и др.


Напряженная издательская деятельность нисколько не мешала его творчеству. В середине 1920-х гг. он представил острые сатирические серии "НЭП", "Новый быт", "Любовь шпаны". Каждодневная работа с натурой вылилась в серии блестящих рисунков "Акробатки", "Балерины", "Гитаристки" и в многочисленные наброски обнаженных натурщиц, исполненные с виртуозным мастерством.


В конце 1920-х гг. он вернулся к живописи, сделав серию полуэкспериментальных "Натюрмортов с гитарой" и небольшую серию натюрмортов "Фрукты в корзине". Позднее, после иронической серии "Девушки с букетом" (1933), он написал ряд отличных женских портретов - Т. В. Шишмаревой (1934), С. Д. Лебедевой (1936), К. Георгиевской (1937), в которых, двигаясь от холодной рационалистичности своих прежних работ к чувственному началу, своеобразно возрождал многие приемы импрессионистической живописи.


Сходные изменения наметились в начале 1930-х гг. и в его книжной графике, которая постепенно начала приобретать черты импровизационной легкости и непосредственности. Книжки "Зима - лето - попугай" О. Ф. Берггольц, "Мистер Твистер", "Усатый-полосатый" и "Сказки, песни, загадки" С. Я. Маршака обозначили собою наступление нового этапа в творчестве художника.
(И-1)


В 1930-е годы Лебедев нередко общался с Шостаковичем, молодым, но тогда уже всемирно признанным композитором. Удивительно, но их объединял общий интерес к спорту.



        

 Первой книжкой для детей, иллюстрации к которой сделал Владимир Васильевич Лебедев, была сказка Р. Киплинга «Слонёнок». В ней были нарисованы весёлые и озорные рисунки.




       
 
27 мая
27 мая - Общероссийский день библиотек

      Этот праздник берет свое начало в 1995 году и установлен Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным. Именно первым президентом Российской Федерации в 1995 году был издан Указ № 539 «Об установлении общероссийского дня библиотек».


День 27 мая был выбран не случайно. Ведь именно этот день и является датой основания первой государственной общедоступной библиотеки России – Императорской публичной библиотеки, которая сейчас носит название Российской национальной библиотеки.
27 мая 1795 года – дата основания этой библиотеки.
История библиотечного дела является важной частью истории и культуры всего общества.
Самой первой библиотекой на Руси является библиотека при Софийском соборе в Киеве, которая была основана году Ярославом Мудрым в 1037.



Из века в век библиотекарь занимал, и будет занимать важное место в общественной жизни, так как он работает в сфере духовной культуры.Возможно, работа библиотекаря не так заметена, как труд врача или учителя, и нельзя увидеть какой-то конечный результат их работы. Но все то влияние, которое оказывает на общество их работа – неоценимо.
Бывает сложно сориентироваться в огромном потоке издаваемой сегодня литературы.
 А библиотекарь, который хорошо знаком с книжным фондом, всегда может дать совет, где найти ответ на интересующий вопрос.
И поэтому День библиотек – это не только профессиональный праздник, это еще и признание важности данной профессии.
Не стоит забывать, что замечательный Общероссийский день библиотек это не только профессиональный праздник книговедов, библиографов, библиотекарей, учителей, это праздник и всех тех, кто любит книгу.



Библиотекарь улыбается!

Читатель спрашивает
 • Автора не помню, а нужна мне "Мешанина во дворянстве" - "Мещанин во дворянстве" Мольера;
• Юго "Гаврон" - Гюго "Гаврош"; 
• "Путешествие Гулливера с дикими гусями"; 
• Запрос ученика 5 класса: "Дайте все про Сосульный замок". Искали всей библиотекой, - оказался Зимний дворец в Санкт-Петербурге;
• "Плехановская миниатюра" - "Палехская миниатюра";
• Грибоедов "Горы и туман"; 
• Грибоедов "Счастье от ума"; 
• Горький "Старуха из Ирги" ; 
• Гоголь "Шанель"; 
• Островский "Беспредельница"; 
• Грин "Гребущая по волнам"; 
• Фантастический роман С.Лема "Бенефис" - "Солярис" С.Лема; 
• Текст поэмы С.Есенина "Анна Каренина" - "Анна Снегина"; 
• Скот "Айвеню" - В.Скотт "Айвенго" ; 
• Дайте книгу "Том Круз" - "Робинзон Крузо"; 
• Дайте литературу о математических учёных; 
• О герое Гражданской войны Брунза - о Фрунзе 
• То ли "Дерну через тайгу" или "Убегу через тайгу" - Арсеньев В.К. "Дерсу Узала; Сквозь тайгу"





ЕРАЛАШ. Библиотека.
Изменено: Елена Харьковская - 26.05.2016 01:05:16
 
27 мая
27 мая 1841 года родился Лиодор (Илиодор) Иванович Пальмин

        (15 (27) мая 1841, имение в Ярославской губернии, по другим сведениям Санкт-Петербург — 26 октября (7 ноября1891Москва) — русский поэт и переводчик.
Родился в старинной обедневшей дворянской семье. Учился на Юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. В 1861 году был арестован за участие в студенческих волнениях, заключён в Петропавловскую крепость, по освобождении исключён из университета. Занимался поденной литературной работой.

В середине 1860-х годов сблизился с В. С. Курочкиным и его окружением. В 1869 году поселился в Москве. Принимал участие в различных, преимущественно юмористических журналах.

В печати дебютировал переводом с французского языка, опубликованном в 1859 году в журнале для девушек «Лучи», издававшемся А. О. Ишимовой. В 1860—1862 годы публиковал стихи в журналах «Век» П. И. Вейнберга и «Библиотеке для чтения» А. Ф. Писемского. В середине 1860-х годов сотрудничал в демократических изданиях «Будильник», «Дело», «Женский вестник» и других. В 1863—1868 годах был одним из наиболее активных сотрудников журнала «Искра».

Популярной революционной песней стало стихотворение Пальмина «Requiem» («Не плачьте над трупами павших борцов…», 1865).

Позднее стихи и переводы публиковал в изданиях различных общественно-политической направленности («Русская мысль», «Стрекоза», «Наблюдатель», «Развлечение», «Осколки», «Всемирная иллюстрация» и другие), воспринимаясь вместе с тем как хранитель заветов революционно-демократической поэзии 1860-х годов.

Переводил стихи польских поэтов Адама Мицкевича, Владислава Сырокомли, также Генриха Гейне, «Ворон» Эдгара По. Совместно с В. М. Лавровым перевёл «Американские очерки» Генрика Сенкевича (1883). Пальмину принадлежат также переделки на русский лад «юмористических романов» немецкого поэта и карикатуриста Вильгельма Буша: «Супружеские тайны» (1881), «Рад бы в рай, да грехи не пускают. Похождения идеалиста» (1886), «Проказы шалуна» (1890).

Автор переводов либретто опер «Тангейзер» Рихарда Вагнера (1876), «Дон Карлос» (1876) и «Трубадур» (1878 )Джузеппе Верди.

Выпустил несколько сборников стихотворений: «Сны наяву» (Москва, 1878 ); «Собрание стихотворений» (Москва, 1881); «Цветы и змеи. Сатира, юмор и фантазии» (Москва, 1883).

 ПАМЯТИ НЕКРАСОВА
...Поэт, ты мог заставить хоть на миг
   Толпу забыть свой эгоизм всесильный
   И заглушал базарный общий крик!
   Страдая сам, под гнетом смертной муки,
   Ты о других пел грустных песен рой
   И, бросив в мир последней песни звуки,
   Угас и сам, как пламенник святой!
   Год роковой! Отчизна тратит силы
   В борьбе за жизнь измученных славян, -
   Вокруг встают геройские могилы
   И не смолкает бранный барабан.
   Но смерть твоя и в шуме грозной битвы,
   Среди победно плещущих знамен,
   В нас вызвала и слезы, и молитвы,
   И слышен нам разбитой липы звон...
   Угас поэт, и лира раскололась,
   Почтили мы надгробной тризной прах, -
   Но не замрет твой вещий громкий голос,
   И на Руси он прозвучит в веках!..
[CENTER]...
Песни ноющей, песни уныло-больной

[/CENTER]
[CENTER]Надоели мне мрачные звуки...
О, расстанься, певец, с вечно грустной струной,
Что звучит лишь про горе да муки!
Песню, полную силы могучей!
Спой мне песню отваги в упорной борьбе, -
Много сдавлено горя в груди у меня,
Смело бросим в лицо беспощадной судьбе
Пламя светлое гордых созвучий![/CENTER]
[CENTER]Мне мятежные струны звучали...
Много скрыто заветной печали,[/CENTER]
 Но хочу я, чтоб, светлого полны огня,
[CENTER]То мой смех непокорный, подобно мечу,
Сквозь рыданья порой я смеяться хочу:[/CENTER]
 Если очи слеза мне туманит,
[CENTER]На врагов неожиданно грянет...
[/CENTER]
Придорожная картинка


С возом тяжелым лошадка худая

Бьется, все силы свои надрывая,

Мечется, рвется, храпит.

Падает зверь, неповинный и жалкий,

Падает он под мужицкою палкой...

Грустный и тягостный вид!

Грубый крестьянин, бессмысленно грязный,

С криком и бранью своей безобразной

Лошадь неистово бьет.Грустно и горько... 

И мнится к тому же:

Бедного зверя глупее и хуже

Этот безжалостный скот.

Но не спешите в своей укоризне:

Он ли виновен, что в нашей отчизне

Сходен и сам со скотом?

Кто ж? Не лошадка? 

Не мы ж виноваты?

Спросим дорожные ветлы и хаты,

Эхо лесное о том...

Спросим у снега по степи окрестной,

Спросим у солнышка в выси небесной...

Крикнем: ну, кто ж виноват?

Но безответны снега на поляне,


Избы и ветлы, и солнце в тумане

Тучи угрюмые тмят...



В библиотеке


Я сижу в библиотеке, 
Полный смутными мечтами, 
На меня же смотрят книги 
Золотыми корешками.

И мне грезится: в тех книгах 
Души авторов сокрыты; 
Их страдания и чувства 
В тех листах печатных слиты.

Всё, что жгло их и терзало,
Все их мысли и стремленья, 
Всё живёт бессмертной жизнью 
Здесь во славу просвещенья.

Самый воздух здесь священен, 
Здесь незримыми крылами 
Тени авторов великих 
Веют в воздухе над нами.

О! Я слышу: здесь витают 
Душ великих вереницы, 
И от их незримых крыльев 
Шелестят газет страницы...




Значение и происхождение имени Лиодор:     греческое "дар+солнца"
  (И)




Русские фамилии. Популярный этимологический словарь - он хороший


Попутно:     Кабинет А. П. Чехова-!
 
27 мая
27 мая 1843 года родился Дмитрий Яковлевич Самоквасов 

      (27 мая 1843хутор Самоквасов Новгород-Северского уезда Черниговской губернии —16 августа 1911Москва) — русский археологисторик права, архивовед.



Как учёный, Самоквасов интересовался вопросами этногенеза славян, формирования государства и права Древней Руси, возникновения и развития древнерусских городов. Его перу принадлежит ряд крупных трудов по истории русского права.
Стремясь расширить круг используемых источников, он активно занимался археологическими раскопками в разных частях Российской империи. К числу самых известных его находок относится курган Чёрная могила в Чернигове. Свою внушительную коллекцию археологических памятников учёный в 1891 году передал Историческому музею.
Самоквасов также занимался методологическими проблемами археологии, вопросами учёта и классификации находок, являлся соавтором первых официальных инструкций по проведению археологических работ, создавал статистические перечни памятников, находящихся на территории России.

Самоквасов большое внимание уделял изучению истории и современного состояния архивного дела в России и за рубежом. В своём масштабном труде «Архивное дело в России» (1902), до сих пор являющимся одним из важнейших исследований на эту тему, он подверг критике российскую архивную систему, отмечая такие её недостатки, как низкий уровень систематизации архивов, отсутствие содержательных описей, малую численность и недостаточную квалифицированность (отсутствие высшего образования) архивных работников, фальсификацию документов и их недоступность для исследователей.
Эти проблемы Самоквасов предлагал ликвидировать с помощью архивной реформы, проект которой был подготовлен им ещё в1899 году. Она подразумевала образование централизованной системы управления архивами, перевод частных и региональных архивов под государственный контроль, создание специальных высших учебных заведений для подготовки профессиональных архивистов. Многие из этих мероприятий были осуществлены уже после Октябрьской революции.


Будучи руководителем МАМЮ, Самоквасов пытался активизировать работу по систематизации этого крупного архива, описанию содержащихся в нём дел и созданию справочного аппарата. В это время было выпущено 8 томов издания «Описания документов и бумаг МАМЮ», таким образом в научный оборот было введено множество ранее неизвестных источников. Многие из этих описей до сих пор используются в РГАДА. Однако некоторые современники, в свою очередь, критиковали Самоквасова, считая его деятельность бюрократизмом, «для науки совершенно бесполезным».


Публикации об открытиях С. (могилы скифов и сарматских вождей, славянских князей, древние города Руси) давно стали антикварными редкостями. Репродукциями найденных им древностей до сих пор иллюстрируются школьные и университетские учебники по истории, многие издания по археологии и искусствоведению. Спасённые и опубликованные С. архивные документы Великого княжества Литовского и Московского царства используются едва ли не в каждом новом исследовании восточноевропейского средневековья. Имя ученого увековечено обелиском в Чернигове, на вершине Чёрной могилы; надгробным монументом на Новодевичьем кладбище в Москве. Дом С. сохранялся до середины 1980-х и даже был занесён в "Свод памятников истории и культуры РСФСР" как "дом археолога Самоквасова". С 1918 в нём помещалась начальная школа, затем организованный местным краеведом И. Е. 
Переверзевым
 народный музей имени знаменитого земляка. Однако после перевода музейной экспозиции в районный центр Медвенку мемориальное здание было разрушено по приказу председателя местного колхоза. 
                  


    
Композиция на турьем роге из кургана Черная Могила в Чернигове.

"Не потому ли и назвали украинцев «хохлами» – 
за особую душу, за ее приверженность Богу. 
Слово «хохол» с тюркского переводится возвышенно: «сын неба». 
Наперекор страху и смерти «сыны неба» собирались на острове святого Георгия,
 ходили в храм святого Ильи на ручье Почайна."

У археологов тех лет была свежа в памяти  изданная  в  1870  г.
  книга А. Я. Гаркави с переводом подробного рассказа Ибн-Фадлана (922
  г.) о погребении знатного руса, умершего в  Булгаре  на  Волге  30.
  Раскопки Самоквасова подтвердили  достоверность  этого  рассказа  и
  дополнили его целым музеем русских древностей  X  в.,  найденных  в
  Черной Могиле: разнообразное  оружие,  доспехи,  украшения,  орудия
  труда (вплоть до проколки для вышивания), игральные кости и  фишки,
  золотые  монеты,  ключи  и  замки,  окованные  в  чеканное  серебро
  знаменитые турьи рога...


      
"Памятный знак нашему великому земляку в Чернигове, на знаменитом кургане, 
связываемом с именем легендарного Князя Черного."


Ссылки на книги. Открыть и читать
Читают тему (гостей: 2)