Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
10 октября
10 октября 1863 года родился  ВЛАДИМИР АФАНАСЬЕВИЧ  ОБРУЧЕВ

   ...     
(1863–1956), русский ученый, писатель. Член Академии наук СССР (1929). Почетный президент Географического общества СССР. Герой Социалистического Труда (1945). Лауреат Премии им. В.И.Ленина (1929), Государственной премии СССР (1941, 1950).
Родился 10 октября 1863 в с. Клепенино Ржевского уезда Тверской губернии в семье военного. После окончания Петербургского горного института (1886) принимал участие в многочисленных экспедициях по степям Закаспия, Монголии, Северному Китаю, золотоносным районам Сибири, Забайкалью, Алтаю, пограничной Джунгарии. Среди более чем 1000 научных работ Обручева трехтомная Геология Сибири (1935–1938 ) и пятитомная История геологического исследования Сибири (1931–1949).
Еще в студенческие годы писал юмористические рассказы и стихи. Среди произведений написанные в соавторстве с матерью Сибирские письма (1888–1892), отражающие увиденное в экспедициях, а также созданные самостоятельно географическая повесть Золотоискатели в пустыне (1928 ), роман Рудник «Убогий» (1929) о труде русских и китайских рабочих на сибирских рудниках в начале века, книги От Кяхты до Кульджи (1940) о путешествиях по Монголии и Китаю в 1892–1895, Мои путешествия по Сибири (1948 ), По горам и пустыням Средней Азии (1948 ), географическая повесть В дебрях Центральной Азии. Записки кладоискателя (1951).
Особняком стоят научно-фантастические рассказы Происшествие в Нескучном саду (другое название Событие в Нескучном саду, 1940), Полет по планетам (1950), в основе которых лежит мысль о возможности путешествия во времени, перспективах освоения космоса и земных пространств. Однако самые популярные произведения Обручева-прозаика – научно-фантастические романы Плутония и Земля Санникова, положившие начало советской научной фантастике.
Написанный в 1915 и опубликованный в 1924 роман Плутония посвящен путешествию в глубь Земли. Сюжет основан на популярной в свое время теории «полой Земли». Научная ценность этой идеи более чем сомнительна, однако несомненна ее мистическая значимость. Здесь заново оживают многие мифологические элементы, лежавшие в основе преданий о Гиперборее, Южном полюсе, высших расах и пра-народах, находящихся под земной поверхностью.
Роман Земля Санникова (написан в 1924, опубликован в 1926) – вариант той же истории, но значительно улучшенный и в основном лишенный слабостей, которыми изобиловал первый роман. Один из героев, бывший студент Петербургского университета, ныне политический ссыльный, основываясь на косвенных данных, в частности маршрутах полярных птиц и сведениях о некогда жившем на Севере народе онкилонов, выдвигает предположение, что в Ледовитом океане между островом Беннета и Новосибирскими островами есть неизвестная земля. После нелегкого путешествия по заснеженным пространствам и по океану зкспедиция находит таинственную Землю Санникова. Котловина вулкана, окруженная со всех сторон обрывами, имеет собственный уникальный климат, там сохранились длинношерстные носороги и мамонты, растут невиданные травы и деревья.Кроме пришедшего сюда народа онкилонов, здесь обитают «вампу» – люди каменного века. Пробыв четыре месяца в этой необычной стране и пережив всяческие приключения, члены экспедиции покидают Землю Санникова, которая гибнет из-за необратимых геологических изменений. При этом погибает один из членов экспедиции, все колекции и записи. Роман насыщен действием и любопытными деталями. Сделанная в 1972 экранизация (реж. А.С.Мкртчян, Л.Попов), несмотря на то, что в фильме заняты превосходные актеры, не сохранила ни замечательных в своем роде подробностей и перипетий сюжета.




"Будьте настойчивы, упорны, но не упрямы. Не цепляйтесь за свои выводы. Помните, что на свете есть много умных людей, которые могут заметить у вас ошибки, и если они правы, не стесняйтесь согласиться с ними."
"Только на новых фактах, на новых наблюдениях можно строить новые достижения. Факты — это кирпичи, из которых слагается человеческий опыт, это ваше оружие в творчестве. Изучайте свою специальность досконально, не жалейте времени и на чужую."


За вклад в науку и географические открытия именем Обручева названы минерал, ряд геологических объектов на берегу Байкала, Саянах и Алтае, 28 видов и родов окаменелостей флоры и фауны, степь в Туркменииии, река в бассейне Енисея… Академия наук учредила премию им. В. А. Обручева.
Обручева гора в хребте Хамар-Дабан, в Бурятии… Вернеебыло бы этот ороним, как называют горные топонимические географические объекты, представить во множественном числе. Так как на картах России и за ее пределами находятся вершина Обручева на Алтае в хребте Сайлюгем, вулкан Обручева в Забайкалье, гора Обручева в Антарктиде, а, кроме того, его именем названы подводная возвышенность к востоку от Камчатки и подводная гора у Курильских островов. А еще есть в центральной части Тувинского нагорья целый хребет Академика Обручева. В его честь были также поименовано пять ледников – в Монгольском Алтае, на Полярном Урале, Земле Франца-Иосифа, в системе хребта Черского и в Антарктиде. Можно было бы добавить в эту подборку и оазис в Антарктиде.




















 
11 октября
11 октября 1871 года родился Зеленко Александр Устинович 
   ...    
(1871-1953)
 русский и советский инженер-архитектор, педагог, организатор внешкольного образования. Окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге. Преподавал рисование в гимназиях Москвы. Познакомившись в 1903-1904 гг. в Америке с организацией воспитания и обучения детей в сеттльментах (поселениях) интеллигенции среди бедных слоев населения с целью проведения просветительской работы, решил использовать этот опыт в России. В 1905 г. вместе с С.Т. Шацким организовал летнюю детскую трудовую колонию в Московской области, а затем и первый в России клуб для детей. Создал при клубе различные курсы для подростков, работающих помощниками ремесленников. Этот опыт пригодился, когда удалось создать общество "Сеттльмент" и открыть мастерские - слесарную, столярную, швейную. 
Детский клуб общества «Сетлемент», 19071910
Ученики клуба были организованы в группы по двенадцать человек (мальчики и девочки раздельно). Каждая группа самостоятельно планировала учебную программу и вырабатывала собственные правила поведения, а всего в здании занималось около 400 детей и подростков. Для самых маленьких был детский сад, а для тех, кто постарше, — учебные мастерские. По мысли автора, здание должно было пробудить у детей романтические мечты, воображение, фантазию, вводить их в сказку...
Однако общество просуществовало недолго и было закрыто за попытку пропаганды социализма среди детей. 
Через несколько лет А.У. Зеленко принял активное участие в работе общества "Детский труд и отдых", сотрудничал с журналами "Свободное воспитание", "Для народного учителя", читал лекции в университете Шанявского, делясь со студентами своими идеями о воспитании детей в кружках и клубах. 
После Октябрьской революции вел большую научную работу, участвовал в создании Первой опытной станции по народному образованию, был научным сотрудником Института художественного воспитания АПН РСФСР. 
А.У. Зеленко внес большой вклад в исследование внешкольного образования, одним из первых поставил проблему создания специальной архитектуры для детей, изучал американскую педагогику и предлагал пути использования ее достижений в отечественном образовании. 
Его основные идеи получили отражение в следующих работах:
 "Детские музеи в Северной Америке" (1925); 
"Школьный музей" (1927); 
"Детские парки" (1938 ).

А. У Зеленко разработал стройную структуру детского музея, которая ярко свидетельствует о новаторском характере музейного проекта. По его мнению, в музее должны быть «смешная комната», «комната детских игр, игрушек и кукол», «комна­та детских коллекций и любимых вещей», «комната приключений и диковинок», «комната света и тьмы», «комната вкусных вещей», «комната звуков, шумов и музыки», «комната любопытных запахов», «комната "ощупай и угадай"», «открытий и изобретений», «замечательных людей» и др.
Он был убежден в том, что надо с первых же шагов по му­зею привлечь маленьких посетителей на свою сторону, ибо «упражнения ма­ло дают, если их сроднить со скукой». - Детский музей как лейтмотив педагогической деятельности











...
Путешествуя по разным континентам, Александр Устинович собрал интереснейший музей и разместил его в доме собственной конструкции, хорошо для этого приспособленный. Там были музыкальные инструменты разных наций и народов. На всех он выучился играть, а нередко и петь под них на соответствующем языке. В своём домике он соорудил камин, привезённый им из Голландии, расставил китайские сервизы, купленные в Китае, африканские изделия из камня и дерева, статуэтки, остроумные игрушки, костюмы и украшения разных народов, например, настоящие венецианские бусы. Всего не перечислить. - Путь теософа в стране Советов: воспоминания
 
13 октября
13 октября 1881 года родилась Эжени Коттон

   ...   

КОТТОН Эжени  (Cotton) (13. X .1881 - 16. VI . 1967) - французский физик и общественный деятель. Р. в Субизе Окончила Нормальную школу в Севре (1904), там же работала (в 1936 — 41 — директор). С 1945 — почетный директор). Жена Эме Коттона.
Исследования посвящены магнетизму.
Была одним из организаторов Международной демократической федерации женщин и ее президентом (с 1945), с 1950 — вице-председатель, с 1959 — член Президиума Всемирного Совета Мира. В 1940 - 44 — активный участник французского Движения Сопротивления.
Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1951).





 
13 октября
13 октября 1474 года родился Альбертинелли Мариотто 


   ...    
- (1474-1515) 
Итальянский художник, представитель флорентийской школы.

Учился в мастерской известного художника Козимо Росселли, где сдружился с Баччо дела Порта (известного впоследствии под именем фра Бартоломмео). Друзья много и плодотворно работали вместе совместно, чем объясняется сходство их манер (“Поклонение младенцу Христу”, 1490-е г.). Долгое время Альбертинелли считали двойником фра Бартоломмео, не отдавая должное его таланту. Художник поздно начинает “свою жизнь” в искусстве. Вершиной самостоятельного творчества живописца по праву считается картина “Встреча Марии с Елизаветой” (1503). Простота и ясность композиции, мастерство исполнения достойны лучших образцов эпохи Возрождения.
Живописная манера Альбертинелли отличается тщательной прорисовкой переднего плана и объёмностью изображения. Художник использует все основные приёмы, как темперной, так и масляной живописи, добиваясь наибольшей выразительности. Альбертинелли интенсивно преодолевает традиции средневековой живописи: художника занимает построение анатомически верных пропорций человека, показ его в движении и в пространстве (триптих “Благовещение”, “Рождество”, “Введение во храм”).
О художнике отзывались как о человеке беспокойного нрава и довольно легкомысленном. Он дважды бросал занятия живописью, вёл беспутную жизнь и умер в расцвете лет.





 
14 октября
14 октября 1888 года родилась Кэтрин Мэнсфилд
   ...   

 (англ. Katherine Mansfield, собственно Кэтлин Бичем, англ. Kathleen Beauchamp, 14 октября 1888, Веллингтон, Новая Зеландия — 9 января 1923, Фонтенбло, Франция) — новозеландская и английская писательница-новеллистка, самый знаменитый писатель Новой Зеландии

Начала публиковаться в девятилетнем возрасте. Её первые опубликованные рассказы появились в журналах «High School Reporter» и «Wellington Girls' High School magazine», в 1898 и 1899 годах. На творчество Мэнсфилд большое влияние оказала проза Чехова, которого Мэнсфилд открыла для себя в 1909.




Кэтрин Мэнсфилд родилась в 1888 году в семье новозеландского банкира. Её отец Гарольд Бичем (англ. Harold Beauchamp) был председателем правления Банка Новой Зеландии (англ. Bank of New Zealand), ему был присвоен рыцарский титул. В 1893 году семья переехала в Карори (англ. Karori), где будущая писательница и провела своё детство. Об этом времени она вспоминала, как о счастливейшем. Воспоминания позднее вдохновили её на написание рассказа «Прелюдия» (англ. Prelude, 1918 ). В 1902 году Кэтрин переехала в Лондон, где училась в Королевском колледже (Queen’s College) с 1902 по 1906 год.



После завершения обучения в Англии, она в 1906 году вернулась домой в Новую Зеландию. После возвращения начала писать новеллы. Вернувшись домой, хотела стать профессиональной виолончелисткой, но не осмелилась нарушить запрет отца и поступила в Веллингтонский технический колледж. Заскучав от образа жизни провинциальной Новой Зеландии, она вернулась в 1908 году в Лондон. В Лондоне она быстро перешла к богемному образу жизни, которым жили многие писатели и художники той эпохи. С небольшим количеством денег она встретила, вышла замуж и оставила своего первого мужа, Джорджа Боудена, все в течение трех недель. Примерно в то же время она забеременела от семейного друга из Новой Зеландии (Гарнет Троуэлл, профессиональный виолончелист), и ее мать отправила её в Баварию. В ее разрыве с мужем мать винила, помимо всего прочего, близкую подругу и любовницу Иду Бейкер (англ. Ida Baker), писательницу, известную как Лесли Мур (англ. Lesley Moore). Удручённая недостаточным успехом сборника, Мэнсфилд предложила один легковесный рассказ новому авангардному журналу «Ритм» (Rythm). Рассказ был отклонён редактором и известным литературным критиком Джоном Мидлтоном Марри, который потребовал что-нибудь более серьёзное. Мэнсфилд ответила рассказом «Женщина в магазине», историей об убийстве и душевной болезни, которую Марри назвал «лучшим рассказом из тех, которые присылали в „Ритм“».



Её жизнь и работа изменились навсегда после смерти её брата, солдата, во время Первой мировой войны. Она была настолько шокирована этим событием и связанными с ним переживаниями, что её работа начала переходить в ностальгические воспоминания об их детстве в Новой Зеландии. В течение этих лет она подружилась с такими писателями, как Д. Лоуренс (D.H. Lawrence), Вирджиния Вулф (Virginia Woolf), О. Хаксли.



Несмотря на то, что она продолжала писать между её первым и вторым сборниками («Прелюдия», 1918 ), она редко публиковала свои работы, и впала в депрессию. Её здоровье еще больше ухудшилось из-за почти смертельного приступа плеврита, когда она заболела туберкулёзом в 1917. Свои самые известные произведения она начала писать, борясь с болезнью после серьёзного внутреннего кровоизлияния.
В 1918 она вышла замуж за Марри. Их отношения, начавшиеся в 1911 году, складывались не гладко: за этот период Кэтрин дважды от него уходила и имела любовные интриги...




«Мисс Брилл» (Miss Brill), рассказ о хрупкой женщине, живущей эфемерной жизнью наблюдения за окружающим миром и простыми радостями в Париже, сделал Мэнсфилд одним из выдающихся писателей эпохи модернизма после публикации этого рассказа в 1920 году в сборнике «Блаженство» (Bliss). Рассказ, по которому назван сборник, также получил одобрение критиков. Затем последовал сборник, получивший такие же похвалы — «Вечеринка в саду» (The Garden Party), опубликованный в 1922 году.




Мэнсфилд провела свои последние годы в поиске нетрадиционных методов лечения своего туберкулёза. В феврале 1922 года она консультировалась с русским лекарем Иваном Манухиным. Его «революционный» метод лечения, который заключался в бомбардировке рентгеновскими лучами ее селезёнки, привел к тому, что у Мэнсфилд появились вспышки жара и онемение в ногах.
В октябре 1922 года, Мэнсфилд приехала в «Институт гармоничного развития человека», организованный Г. Гурджиевым в Фонтенбло (Франция). В Фонтенбло она продолжала писать, несмотря на своё стремительно ухудшающееся здоровье. После публикации ещё двух томов, одного с поэзией, другого — с новеллами, у Мэнсфилд в январе 1923 года случилось легочное кровоизлияние, от которого она умерла. Похоронена на кладбище в городе Авон (Avon).




Мэнсфилд в последние годы проявила себя как плодотворный писатель, и многое из её прозы и поэзии к моменту смерти осталось неопубликованным. Марри взял на себя задачу редактирования и публикации её произведений.
Результатом ее усилий стали еще два тома новелл в 1923 (Гнездо голубки — The Dove’s Nest) и в 1924 (Что-то детское — Something Childish), сборник стихов «Алоэ» (The Aloe), сборник критических работ (Novels and Novelists).
"Огромная роскошь – когда не нужно никому ничего объяснять."
"Рай – один нескончаемый понедельник."





Официальный сайт
Моэм Сомерсет - Искусство рассказа

 
15 октября



15 октября- здесь
15 октября 1844 года родился Фридрих Вильгельм Ницше 


 
15 октября


15 октября 1608 года родился Эванджелиста Торричелли 

   ...   

(15 октября 1608 г., Фаэнца — 25 октября 1647 г., Флоренция) — итальянский физик и математик, который сформулировал концепцию атмосферного давления.


Будущий великий ученый родился в небогатой семье. Огромную роль в его воспитании сыграл дядя, бенедиктинский монах. Базовое образование получил в иезуитском колледже. 


1627 г. – приехал в Рим, где начал изучать математику.
1640 г. – под впечатлением исследований Галилея написал «Трактат о движении». После этого Галилей пригласил его для сотрудничества в создании научного трактата «Беседы о механике».
1641 г. – Эванджелиста Торричелли переехал к Галилео Галилею в Арчетри (поселок около Флоренции). Здесь он стал секретарем и учеником великого исследователя.
[RIGHT]
Жадно слушал Галилей рассказы Кастелли. 
[/RIGHT]
[RIGHT]Слепой 77-летний старец, находящийся под надзором агентов 
инквизиции, живо интересовался развитием науки. 
[/RIGHT]
[RIGHT]С особым интересом узнал он о работах
 молодого Торричелли, ученика Кастелли, 
[/RIGHT]
[RIGHT]который занимался дальнейшей разработкой учения Галилея
 о движении
[/RIGHT]
[RIGHT] и уже опубликовал интересный научный труд «Трактат о движении тяжелыхтел» (1641 год).
[/RIGHT]
Великий ученый немедленно пригласил Торричелли к себе. 
Несколько месяцев, вплоть до смерти Галилея,
 молодой римский математик обрабатывал его труды,
 тщательно записывал все то, 
что увлекало ученого в последний период его жизни....

1642 – становится преемником Галилея на кафедре философии и математики Флорентийского университета.
1644 г. – обосновал теорию атмосферного давления, изобрел ртутный барометр, доказал возможность получения «торричеллиевой пустоты».
1647 г. – скончался во Флоренции.
Научные достижения
Торричелли внес весомый вклад в механику, математику, гидравлику, баллистику и оптику.
В математике Э. Торричелли развил так называемый «метод неделимых». Он сумел обобщить правило квадратуры параболы. Исследуя семейство парабол, Эванджелиста открыл понятие «огибающей». Сейчас математикам знакомо такое понятие, как «точка Торричелли» — точка в плоскости треугольника, сумма расстояний от которой до всех вершин треугольника обладает наименьшим значением. Нахождение данной точки важно для решения различных технико-экономических задач.

Торричелли сформулировал главный принцип движения центров тяжести. Он впервые доказал существование атмосферного давления и сконструировал первый барометр. Ученый открыл закон вытекания жидкости из отверстий в стенке открытой посудины. Кроме того, он вывел формулу, определяющую скорость вытекания. Это исследование стало основой теории гидравлики.

Торричелли усовершенствовал артиллерийский угломер. Также он конструировал простые микроскопы, которые состояли из одной крошечной линзы. Вскоре именно они получили широкое распространение.
Сохранилась всего одна линза из множества, созданных Торричелли. Ее диаметр – 83 мм, но по некоторым параметрам она превосходит качество самых современных линз.

Интересные факты
В честь Эванджелиста Торричелли названы:
  • лунный кратер;
  • единица давления торр;
  • лицей в Фаэнце;
  • серия подводных лодок;
  • улица в Париже.
Торричелли всегда сам изготовлял линзы для своих оптических приборов. До нашего времени дошла одна из его линза, диаметр которой составляет 83 мм. Исследуя эту линзу, физики пришли к выводу, что она по некоторым качествам превосходит современные линзы. Сам Эваджелиста однажды заявил, что даже ангел не изготовил бы лучших сферических зеркал. 
После смерти ученого разгадка его удивительных линз хранилась в шкатулке, бродившей среди его друзей, но где она находится сейчас неизвестно.
(И)    (И)



Торричелли дал первое научное описание причины ветра:
"…Ветра производятся разностью температур воздуха и, следовательно, разностью плотности воздуха, между двумя областями Земли.
Допустим теперь, что над обширной территорией, например над Германией, воздух по какой-то причине (дождь, снег и т.п.) охладится. Он сейчас же уплотнится. Это уплотнение приведет к тому, что в верхних слоях воздуха над Германией появится пустота. Воздух из окружающих стран поспешит заполнить образовавшуюся пустоту, и в верхних слоях атмосферы появится ветер по направлению к Германии. В нижних слоях ветер будет направлен в противоположную сторону."

История барометра

Изменено: Елена Харьковская - 15.10.2017 04:12:16
 
16 октября

16 октября здесь
16 октября 1854 года родился Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд 
 
16 октября
16 октября 1888 года родился О’Нил Юджин
   ...   

(Eugene Gladstone O’Neill)
(16 октября 1888 — 27 ноября 1953) — американский драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе 1936 года, лауреат Пулитцеровской премии (1920,1922, 1928, 1957 (посмертно)).
Родился в Нью-Йорке в семье Эллы (Квинлан) О’Нил и известного американского актёра Джеймса О’Нила. Учился в католической школе-интернате в Нью-Йорке, затем в школе в Нью-Лондоне. В 1902 году поступил в интернат для протестантов и католиков в Коннектикуте. В 1906 году поступил в Принстонский университет, но через год бросил учёбу. В 1909 году женился против воли отца и отправился золотоискателем в Гондурас, затем в Англию и Аргентину, где бродяжничал и нищенствовал. в 1911 году возвратился в Нью-Йорк. В 1912 году начал писать пьесы. С 1914 году стал посещать семинар Дж. П. Беккера по драматургии в Гарвардском университете. В 1916 году состоялась первая постановка пьесы О’Нила («К востоку, на Кардифф»). С 1920года его пьесы начинают ставить на Бродвее. С 1920 по 1923 год драматург потерял отца, мать и брата, в 1928году развелся со второй женой. В 1929 году женился в третий раз на актрисе Карлотте Монтрей. В 1920-1943 году создал более 20 пьес. В 1936 году драматург был удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1943году полностью утратил работоспособность из-за поражения нервной системы.
В 2011 году пьеса «Экзорцизм» (1920), написанная по мотивам попытки суицида и считавшаяся утерянной, была найдена в частных архивах, выкуплена и хранится теперь в библиотеке Йельского университета.
Субмарина
Моя душа — субмарина,
Мои стремленья — торпеды,
Я скроюсь, незримый,
В глубину бытия,
Подстерегая суда,
Скучные, тяжело нагруженные торговые суда,
Изъеденные ржавчиной, чумазые галеоны коммерции,
Идущие вразвалку с самонадеянностью ожиревших,
Настолько отупелые, что не в силах пугаться и удивляться;
Их провожают насмешки волн
И плевки презрительной пены.Я уничтожу их,
Потому что море прекрасно.Вот почему я таюсь
Угрожающе
В зеленых глубинах....   






Юджин О’Нил - Литературный Нобель
 
17 октября


17 октября (? источники расходятся) 1738 года  Михаил Ломоносов направляет из Марбурга в Петербург своё первое учёное сочинение («Образчик знания») «О превращение твёрдого тела в жидкое».

"Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно."







Приведенная ниже работа - рукопись – первая известная студенческая диссертация М.В.Ломоносова. Она была приложена к его рапорту в Академию Наук из Марбурга 15 октября 1738 года. По требованию Академии Наук каждый студент, посланный на обучение за границу, должен был «присылать всегда по прошествии полугода в АН известия, каким наукам и языкам он обучается; также и нечто из своих трудов в свидетельство прилежания». Первоначально трое посланных в Марбург студентов Д.И.Виноградов, Г.У.Райзер и М.В.Ломоносов прислали коллективные рапорты. Но Академия Наук не удовлетворилась ими и потребовала точного выполнения инструкции.
 
Для специалистов по ТРИЗ может представлять интерес не столько содержание, сколько форма исполнения работы. Прежде всего – она написана на латыни, едином языке всех, кто действует в науке. Соблюдается требование единства языка, а это приводит к единому пониманию написанного текста участниками сообщества.
 
А что гарантирует «единство языка»? То, что каждый автор использует один и тот же набор понятий в своей работе. А в том случае, когда ему данного набора не хватает, он вводит новое понятие через его определение, являясь новатором в данной области познания.
 
Следующий важный признак – работа состоит из частиц, причем каждая частица озаглавлена. Заголовок берется не с потолка, не по произволу автора, а из определенного набора функций, выполняемых автором в процессе его мыследеятельности. Заголовки функциональны, каждый показывает назначение следующего за ним текста. Тем самым становится понятна логика действий автора работы, легко прослеживается движение его мысли в пространстве, дотоле не ведомом сообществу. А это приводит к тому, что читателю легче найти ошибку, уточнить автора и даже пойти дальше него. Тем самым и обеспечивалось быстрое продвижение науки того времени вперед.
 
Глядя с «высоты» XXI века, где множество каналов связывает людей друг с другом, и где эти каналы забиты большей частью информационным шумом, остается только удивляться насколько высоко была поставлена технология научной деятельности у наших предшественников. Именно технология, поскольку технология всегда строится на точном исполнении инструкций и требований. Ведь насколько просты были требования к автору:
- напиши свою работу на языке, понятном для сообщества коллег;
- излагай работу последовательно, обозначая каждую часть заголовком;
- заголовок должен указывать на действие, которое совершается в данной части.
 
Эти простые требования должны были дисциплинировать молодого человека, вступающего в науку. В своих последующих работах М.В.Ломоносов отступает от канонической формы изложения, обозначая разделы просто номером параграфа, но впитанная культура осознанной и дисциплинированной мыследеятельности несомненно способствовала качеству выполненных работ.
SPECIMEN PHYSICUM DE TRANSMUTATIONE CORPORUS SILIDI
IN FLUIDUM A MOTU FLUIDI PRAEEXISTENTIS DEPENDENTE
РАБОТА ПО ФИЗИКЕ О ПРЕВРАЩЕНИИ ТВЕРДОГО ТЕЛА В ЖИДКОЕ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДВИЖЕНИЯ ПРЕДСУЩЕСТВУЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
[CENTER]Определение I
1. Твердое тело — такое,   в   котором все частицы связаны.
Пояснение
2. Что частицы твердых тел взаимно связаны, доказывает сцепление их, сопротивляющееся всякому их разламыванию или дроблению. Так, холодные металлы трудно поддаются ударам молота; обтесывание камней, даже полировка стекол требуют больших усилий покрывающегося потом мастера. 
Определение   II
3. Жидкое тело — такое, в котором все частицы не связаны друг с другом, так как взаимное сцепление затруднено.
Присовокупление I
4. Следовательно, частицы жидкого тела могут быть отде­лены друг от друга без сопротивления.
Присовокупление II
5. Так как частицы огня, воздуха, воды и растворенных в воз­духе паров, а также минералов, расплавленных или раство­ренных в растворителях, не связаны и могут быть отделены друг от друга без сопротивления, то эти тела жидкие.
Присовокупление   III
6. Если требуется превратить какое-либо твердое тело в жидкое, то необходимо затруднить взаимное сцепление отдельных его частиц. 
Лемма
7. Знаменитый Вольф (Космология, § 291, и Догматическая физика, § 45)2 показал, что сцепление частиц твердого тела зависит от одинакового стремления их к движению в противо­положных направлениях.
Положение I
8. При переходе твердого тела в жидкость должно затрудняться одинаковое стремление частиц к движению в противо­положных направлениях.
Доказательство
Взаимное сцепление частиц твердого тела должно затруд­няться при превращении его в жидкое (§ 6). Сцепление это происходит от одинакового стремления частиц к движению в противоположных направлениях (§ 7). Следовательно, должно быть затруднено это стремление, являющееся причиною сцеп­ления частиц твердого тела.   Что и требовалось доказать
Присовокупление I
9. Так как ничто не может совершаться без достаточного основания (Онтология, § 70),3 то одинаковое стремление частиц к движению в противоположных направлениях должно затрудниться от какой-либо причины, когда твердое тело пере­ходит в жидкое.
Пояснение
10. Ниже будет показано, что эта причина — движение предсуществующей жидкости.
Присовокупление II
11. При переходе твердого тела в жидкое силы одинако­вого стремления, проявляемого частицами твердого тела к дви­жению в противоположных направлениях, не могут сопро­тивляться   силам   причины,   препятствующей   сцеплению частиц.
Присовокупление III
12. Поэтому силы причины, препятствующей сцеплению частиц, должны быть больше сил одинакового стремления частиц к движению в противоположных направлениях.
Аксиома
13. Твердые тела различаются степенью твердости.
[/CENTER]
... - здесь полный текст
Конкурсный ученический реферат «Ломоносов-жажда науки помноженная на знание жизни»
Читают тему (гостей: 8)