Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
26 сентября

26 сентября (?) 1141 года родился Низами Гянджеви 


   ...    
(1141- предпол. 1204) (полное имя - Низами Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф) - известный персидский (азербайджанский) поэт, мыслитель, философ, писал на языке фарси.
 Творил под литературным псевдонимом Низами - 
'Нанизывающий слова"




Каким был его жизненный путь, известно мало, поскольку только из его произведений можно почерпнуть какие-либо сведения о нем. С его именем связано огромное количество легенд - плодов усилий живших позднее биографов. Неизвестно, когда точно родился поэт, однако традиционно принято считать годом его рождения 1141 г., период между 17 и 22 августа. Нет полной определенности и относительно места рождения Низами. Есть версия, что это город Кум (центральный Иран), однако уже в Средние века большинство биографов поэта называли в качестве места его рождения город Гянджа. Сегодня принято считать, что в Куме родился отец Низами, а он сам - уроженец Гянджи.


Детство и юные годы поэта
Биография Ильяса окутана тайной, большинство сведений о нём удаётся почерпнуть исключительно из текстов произведений. Его отец родился в городе Куме (территория центрального Ирана), сам же мальчик появился на свет в городке под названием Гянджа. Семья не обладала особыми богатствами, все её члены занимались вышивкой. Другие источники заявляют, что Юсуф ибн Заки (отец творца) работал чиновником, а мать Раиса была дочерью вождя курдов. Они умерли в раннем возрасте, вследствие чего воспитанием малыша занялся дядя Ходжа Умар, брат матери.
Известно, что Низами получил отличное образование. Поражают его познания не только в области литературы, а также в медицине, религиоведении, философии и астрономии. Ещё в детстве он выучил Коран, затем нередко цитировал его строки в собственных произведениях.
С малых лет парень начал писать стихи. Однажды его пригласили стать поэтом при дворе, но Гянджави отказался, ценя свободу творчества. Несмотря на отказ, правитель пожертвовал юноше пять тысяч и несколько деревень. Одновременно с этим он не находил ничего плохого в редких посвящениях поэм феодалам, ведь они за это платили неплохие деньги.

Творческий путь
Некоторые личности оказали особенно сильное влияние на творчество Гянджеви. Он заимствовал некоторые идеи сюжетов у величайшего перса Фирдоуси. Также он уважал поэта Гургани, использовал некоторые его художественные приёмы. Одновременно с этим творчество Низами было настолько самобытным и оригинальным, что его глупо сравнивать с кем-то.
До сегодняшнего времени сохранилось пять эпических поэм творца, они и являются самыми известными. Поэт умело подбирал слова для описания музыкантов и их инструментов, он проявлял необычайно широкие познания в области медицины и астрономии. Некоторые созвездия, упомянутые в его произведениях, были открыты учёными задолго после жизни Низами. Кроме цикла эпических поэм сегодня можно прочесть оды и газели, написанные Гянджеви.


Отличить мистику от реальности в его сочинениях было практически невозможно. Он применял в своём творчестве суфийскую теорию, даже романтические произведения были наполнены трагизмом. Низами часто философствовал, изображал утопическое общество, направлял читателей в сторону гуманизма. Он испытывал особый трепет по отношению к числам, поэтому занимался изучением нумерологии. Гянджеви неоднократно говорил, что единство мира воспринимать следует с помощью комбинации музыки, арифметики и геометрии.




Я царем царей в державе мудрых мыслей нынче стал.

Повелителем пространства, шахом времени я стал.



Громок моего дыханья полнозвучный колокольчик.

Свой калам, свой стяг победный, я над миром водружал.



Лоб моих стремлений выше, чем корона Кай-Кубада.

Торсу моего величья и кафтан Гурхана мал.



Солнцем двигаясь по кругу, сея свет с небес четвертых,

Как Масих, своим дыханьем жизнь я мертвым даровал.



В царстве благозвучных песен не делюсь ни с кем я властью,

Мой удел — одни победы, поражений я не знал.



Мыслей дерзкою атакой сильных мира покоряю,

Знаниями воздвигаю обороны прочный вал.



Так, как я рождаю слово, доброта рождает доблесть,

Так, как юности — румянец, бог талант,мне даровал.



Звук моих газелей слаще, чем напевы органона.

Мысли освежают разум, словно взмахи опахал.



Звезды признанные светят, потому что я зажег их.

Я — вода небесных сводов, а они — набор пиал.





   




Детям об азербайджанских писателях - Низами Гянджеви.

Мавзолей Низами Гянджеви в Гяндже
   " Дни свои влачить без друга наигоршая из бед. 
Жалости душа достойна, у которой друга нет.
 
3 октября



3 октября здесьпервый номер "Учительской газеты" 
 
3 октября



3 октября 1895 года родился Сергей Александрович Есенин 




   ...


(1895 – 1925) – великий русский поэт, представитель новокрестьянского поэтического искусства и имажинизма в литературе.

Родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина.
Образование в биографии Есенина было получено в местном земском училище(1904-1909), затем до 1912 года – в классе церковно-приходской школы.

В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве.



Начало литературного пути
Впервые стихотворения Есенина были опубликованы в 1914 году.
В Петрограде свои стихи Есенин читает Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»,1916 г.) поэт получил широкую известность.



В лирике Есенин мог психологически подойти к описанию пейзажей. Еще одной темой поэзии Есенина является крестьянская Русь, любовь к которой чувствуется во многих его произведениях.

Начиная с 1914 года Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей (стихотворения «Сиротка»,1914г., «Побирушка»,1915г., повесть «Яр»,1916 г., «Сказка о пастушонке Пете…»,1925 г.).
В это время к Есенину приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи.




Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.


Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.


Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.


Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.


Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".











*****
 
7 октября

7 октября 1885 года родился Нильс Хенрик Давид Бор
  ...     
 (7 октября 1885 — 18 ноября 1962),  датский физик, один из самых влиятельных учёных-физиков ХХ века. С именем Нильса Бора связана вся история современной ядерной физики.
Родился Нильс Бор 7 октября 1885 г. в Копенгагене. Его отец, Христиан Бор, профессор физиологии Копенгагенского университета, относился к людям, вокруг которых была сосредоточена интеллектуальная жизнь Копенгагена. Научные достижения Христиана Бора были широко известны в учёных кругах. Он дважды становился кандидатом на Нобелевскую премию по физиологии и медицине.
Мать Нильса, Эллен Адлер, была дочерью влиятельного банкира Давида Баруха, основателя Копенгагенского коммерческого банка. В счастливой семье Боров, кроме Нильса, росли старшая дочь Дженни и младший сын Харальд, ставший впоследствии известным математиком.
Залогом успешной карьеры сыновей стали тяга к знаниям и трудолюбие, которые сумел передать им отец.
Начальное образование Нильс получил в Гаммельхольмской школе. Он отлично успевал по всем предметам. Не ладилось у него только с сочинениями. В его работах не было ни вступления, ни заключения, как того требовали правила. Обычно сочинения Бора начинались с краткого обзора, после чего он сразу переходил к сути. В этом был весь Бор. Его ум никогда не работал по установленной схеме.
Особенно ярко способности Нильса Бора проявились в математике и физике. И в 1903 г. он становится студентом Копенгагенского университета, где изучает математику, физику, астрономию и химию.
Первая научная работа Нильса Бора была сделана в студенческие годы в возрасте 21 года. Доклад назывался «Определение поверхностного натяжения воды методом колебания струи». В 1906 г. за эту работу он был награждён золотой медалью Датского королевского общества. В 1907 г. Нильс Бор закончил университет.
В 1908-1911 гг. Бор продолжил работу в университете. Его магистерская диссертация была посвящена изучению тепло- и электропроводности металлов, их термоэлектрическим и магнитным свойствам. После успешной защиты он сразу принялся за работу над докторской диссертацией. Она называлась «Анализ электронной теории металлов». Её блестящая защита прошла 13 мая 1911 г.
Получив стипендию от фонда Карлсберга, которая была предназначена для стажировки за границей, Нильс Бор в сентябре 1911 г. отправился в Кембридж, чтобы работать под руководством известного английского физика Джозефа Джона Томсона. Томсон был автором модели атома, в которой сам атом представлялся как некий шар, внутри которого находилось положительно заряженное вещество. А в этом веществе, как изюминки в булке, находились отрицательно заряженные электроны.
Нильс Бор не был согласен с некоторыми научными представлениями гениального Томсона, и их совместная работа не состоялась.
В 1912 г. Бор переехал в Манчестер, чтобы работать с Эрнестом Резерфордом, открывшим в 1911 г. наличие ядра в атоме и предложившим иную, планетарную модель атома, в которой электроны вращались вокруг ядра, как планеты вокруг Солнца. Но модель атома Резерфорда не могла объяснить, почему электрон вращается вокруг ядра и не падает на него. Ведь, вращаясь, он должен был излучать электромагнитные волны, терять энергию и, в конце концов, упасть на ядро.
В 1913 г. Нильс Бор предложил свою модель атома, за основу который он взял планетарную модель атома Резерфорда. Бор предположил, что электроны двигаются по стационарным орбитам, а излучение энергии происходит только в момент, когда они переходят с одной устойчивой орбиты на другую. При этом вся освобождающаяся энергия уносится одним квантом излучения. Бор соединил модель Резерфорда с идеей квантов, которую впервые предложил в 1900 г. Макс Планк. Так было положено начало квантовой теории строения атома.
Вернувшись в Копенгаген, Бор продолжил преподавание в университете. В марте 1913 г. им была опубликована статья «О строении атомов и молекул».
В 1914 г. он получил приглашение в Манчестерский университет, где начал читать лекции по математической физике.
В 1916 г. вернулся в Копенгаген и возглавил кафедру теоретической физики в Копенгагенском университете. В 1921 г. при содействии Нильса Бора в Копенгагене был открыт Институт теоретической физики, до сегодняшнего дня носящий имя своего первого руководителя. В 1917 г. Бор становится членом датского королевского общества.
В 1921-1923 гг. Бор дал объяснение периодической системы Менделеева. Он представил схему заполнения электронных оболочек атомов. А в 1922 г. Нильс Бор стал лауреатом Нобелевской премии «за заслуги в изучении строения атома».
В 1927 г. на международном физическом конгрессе Бор сделал доклад на тему «Квантовый постулат и новейшее развитие атомной теории», в котором он сформулировал один из важнейших принципов квантовой механики - принцип дополнительности.
В 1930 г. Бор переориентировал свой институт на ядерную тематику. А в 1936 г. он описал характер протекания ядерных реакций.
В 1939 г. Датское королевское общество избрало Бора своим президентом.
После прихода в Германии к власти нацистов Нильс Бор помогал учёным-эмигрантам, перебравшимся в Копенгаген. В 1940 г. Дания была оккупирована немецкими войсками. В 1941 г. Бора посетил Гейзенберг, руководитель нацистского атомного проекта, и предложил учёному сотрудничать с нацистами. От этого сотрудничества Бор отказался категорически. И в 1943 г. силы Сопротивления переправили Бора сначала в Швецию, а затем в Англию и США. Там Бор участвовал в работе по созданию атомной бомбы. Но уже в 1944 г. он осознал, насколько опасна эта затея. Бор встречался с Черчиллем, пытался достучаться до Рузвельта. Он призывал запретить использование атомного оружия, установить международный контроль над ним. В 1950 г. Нильс Бор написал открытое письмо ООН, настаивая на мирном сотрудничестве, призывал предотвратить угрозу ядерной войны.
18 ноября 1962 г. Нильс Бор скончался от сердечного приступа.
Бор был лауреатом многих международных премий, членом ведущих научных обществ, почётным членом академий наук разных стран. Он имел учёные степени Кебриджского, Манчестерского, Оксфордского, Эдинбургского и Гарвардского университетов. Нильс Бор - один из величайших физиков-теоретиков ХХ века.



"Ваша идея, конечно, безумна. Весь вопрос в том, достаточно ли она безумна, чтобы оказаться верной."
"Противоположности — не противоречия, они — дополнения."
"На свете есть столь серьезные вещи, что говорить о них можно только шутя."
«Что удивительно привлекает в Боре как учёном-мыслителе, так это редкий сплав смелости и осторожности; мало кто обладал такой способностью интуитивно схватывать суть скрытых вещей, сочетая это с обострённым критицизмом. Он, без сомнения, является одним из величайших научных умов нашего века»
Альберт Эйнштейн
  • Бор очень часто вступал в дискуссии с Эйнштейном. Часто они заканчивались на повышенных тонах, тем не менее оба считали друг друга близкими друзьями.
  • С 1965 года Копенгагенский институт теоретической физики носит название «институт Нильса Бора». После смерти его основателя и бессменного руководителя Институт возглавил Оге Бор (до 1970).
  • 105-й элемент таблицы Менделеева (дубний), открытый в 1970 году, до 1997 года был известен как нильсборий. В этом же году было утверждено название борий для 107-го элемента, открытого в 1981 году.
  • Имя Бора носит астероид 3948, открытый в 1985 году.
  • В 1998 году опубликована пьеса «Копенгаген» английского драматурга Майкла Фрейна, посвященная исторической встрече Бора и Резерфорда.
Мир, который придумал Борсмотреть




100 великих учёных





 
7 октября

7 октября 1885 года родилась Маргарита Иосифовна Алигер

   ....    
 (настоящая фамилия — Зейлигер;1915—1992) — русская советская поэтесса. Лауреат Сталинской премии второй степени (1943). Член ВКП(б) с 1942 года. 


Начинала свое творчество с переводов стихов поэтов соседних республик.
Основной чертой стихотворений поэтессы является создание героико-романтического образа современника, который прослеживается через многие стихи. Именно подобные произведения снискали наибольшего одобрения у литературных критиков и считаются по праву вершиной творчества Маргариты Алигер.
Когда началась Великая Отечественная война, творчество изменило свой курс. В связи с тем, что поэтесса тяжело переживала данный период, многие ее работы стали посвящены военным подвигам и в целом событиям на фронте.
Всего Маргаритой Алигер было написано порядка полутора десятка книг и сборников стихов.



Мне предначертано в веках,
из дома изгнанной войною,
пройти с ребенком на руках
чужой лесистой стороною,

узнать дорогу до конца,
хлебнуть мороза, зноя, пыли,
и плакать каплями свинца,
которыми тебя убили.





Вечер поэзии. 1976г Дворец Спорта Лужники - Был полный зал.






Но иногда проходит дождь.
…Тебе лишь кожанку надеть,
и ты пойдешь, и ты поймешь,
как не страшна природе смерть.
По синей грязи, по жнивью
иди, и думай, и свисти
о том, как много нужно вьюг
просторы эти занести.
Они найдутся и придут.
К твоим тяжелым сапогам,
к деревьям в ноги упадут
сплошные, спелые снега.
Мы к ним привыкнем
***


 
8 октября
8 октября Здесь;
Марина Ивановна Цветаева
Алексей Андреевич Ляпунов  
Марк Наумович Бернес  




 
8 октября
8 октября 1823 года родился Иван Сергеевич Аксаков
   ...     
 (26 сентября [8 октября] 1823, Оренбургская губерния — 27 января [8 февраля] 1886, Москва) — русский публицист, поэт, общественный деятель, один из лидеров славянофильского движения.


После того, как он окончил Училище правоведения в Петербурге, с 1842 и по 1843 год, то состоял на службе 6-го уголовного департамента Сената, о чем в память была создана мистерия, названная «Жизнью чиновника» (1843), где имело место восхваление мужества борца с бюрократией и разочарование в пользе службы государству. Между тем, Аксаков сам продолжал службу в Ярославской губернии, Петербурге, Калуге и Астрахани до того момента, пока не подал в начале 1851 года в отставку.




В 1852 году под непосредственной редакцией Аксакова выходит в свет первый том издания «Московский сборник», в котором объединялись «младшие» и «старшие» славянофилы, а также среди прочего опубликовавший собственный некролог Н. В. Гоголь. В марте месяце следующего года рукописный вариант второго тома, подобно самому изданию, стал запрещенным, что обосновывалось статьей Аксакова, в которой рассматривалась ярославская община ремесленников в качестве идеального устройства общества. Аксакова лишили права осуществлять редакцию любых изданий и подвергли надзору полиции.




В 1855-1866 году, в период Крымской войны, он вступает в Серпуховскую дружину, которая в свой состав включала и ополчение города Москвы. Стоит отметить, что эта дружина, дойдя до самой Бессарабии, в военных конфликтах участия так и не приняла. Находясь в путешествии по Европе, в Лондоне состоялась его встреча с Герценом. Позднее Герцен, разорвав отношения с Аксаковым в результате его поддержки политики правительства Царя в Польше, о данной встрече говаривал: «Мы с ним сошлись очень, очень». На территории славянских государств Аксенов выступал в качестве инициатора, формирования комитетов благотворительности славян.




Возвратившись в Москву, Аксаков взял на себя руководство конторой такого издания, как «Сельское благоустройство». А в 1858-1859 году, когда с него сняли запрет на осуществление деятельности редактора, он стал фактическим редактором журнала «русская беседа» А. И. Кошелева.




С этого момента Аксаков сделался ведущим славянофильским публицистом, который принял тезис К. С. Аксакова в отношении «нравственного равновесия» на территории Древней Руси и выдвигал призывы создания российского общества. Среды всесословной, которая бы одухотворялась народным внепартийным сознанием, упраздняющим дворянскую «народную» интеллигенцию - некий придаток аппарата государства, - а также распространяющей рассматриваемые привилегии по отношению ко всем сословиям. Являлся редактором-издателем московских газетных изданий «Русь», «Москвич», «Москва», «День», «Парус», которые настолько часто преследовались властями и закрывались, что нарекли в результате Аксакова «страстотерпцем цензуры любых направлений и эпох». По окончании 1850-х годов он несколько сблизился с купечеством Москвы, в состав которого входил Н. Ф. и И. Ф. Мамонтовы и небезызвестный издатель К. Т. Солдатенков, в материальном плане осуществлявших поддержку его изданий.




В период с 1857 года и по 1878 год, Аксаков являлся главой Московского комитета славян. Был снят с поста и из Москвы выслан за выступление в Московском благотворительном славянском обществе с резкими критическими высказываниями по отношению к позиции дипломатов из России на конгрессе в Берлине в 1878 году. Аксакову не понравилось то, что дипломаты дали свое согласие на разделение Болгарии и передачу ее под покровительство Турции, что с точки зрения Аксакова несколько ущемило Российские интересы после закончившейся турецко-русской войны.




С 1870 года на протяжении 10 лет Аксаков тесно сотрудничал с финансовыми кругами Москвы. В те времена он заметно увлекался идеями панславинизма, в чем Ф. М. Достоевский признавал себя его единомышленником и последователем. В 1869 году Аксенов входил в число инициаторов купеческого общества Москвы по взаимному кредитованию. Входил в состав Общества почитателей словесности России, а с1872 года по 1874 являлся его председателем.




Приходился с 1866 года зятем и почитателем Ф. И. Тютчева, а также автором очерка-биографии Ф. И. Тютчев, в котором развивал концепцию «пушкинского» времени русской поэзии, которое окончилось смертью самого Тютчева. Являлся автором пропитанной славянофильским пафосом и медиативной лирики, которая публиковалась в изданиях Москвы, а в частности: «Московский учебный и литературный сборник 1847 года», «Москвитянин», «Городской листок Москвы» и прочие. Также Аксаков написал стихотворный рассказ Поэтическая вольность, Зимняя дорога (1845) и незаконченные поэмы Бродяга, которые оказали определенное влияние на некрасовскую поэму «Кому на Руси...». На протяжении двух десятилетий, начиная с 1860 года, Аксаков пытался осознать новоявленные тенденции жизни общества пореформенной России, просматриваемую через идейную призму А. С. Хомякова и К. С. Аксакова. Он испытывал надежду, что крестьянская реформа должна привести к сословному сближению, тогда как институт земства должен содействовать восстановлению налаженности связей общества, что с позиции славянофилов является для Руси характерным. Аксаков полагал, что дальнейшее существование такого сословия, как дворяне, после 1861 года становится невозможным, и выдвинул проект дворянской самоликвидации, как сословия, упразднения в сословиях искусственного разделения, а также распространения привилегий дворян на все без исключения российские сословия.




Идейная линия дворянского самоупразднения высказана Аксаковым была в беседе с идеологами конституционализма дворян. Спустя небольшой промежуток времени, Аксаков полностью утратил надежду на вероятность скорого достижения на территории России общественной бессословной гармонии, но всё-таки критиковал конституционализм. По его убеждению, запрашиваемая либерально настроенным дворянством конституция для народного духа просто чужда, и неизбежно должна привести к образованию пропасти непонимания между властью и народом. Идентично первым славянофилам, в умозаключениях Аксакова монархизм находил удачное сочетание с признанием факта необходимости общественной и личной свободы, а также несовершенства каких бы то ни было форм проявления государственности:
«Естественно, государство нужно, но в него невозможно слепо верить как полную человеческую норму и единственную цель. Идеалы личные и общественные располагаются выше любого государства, идентично тому, как внутренняя правда и совесть находятся выше внешней правды и закона».
* * *

Бывает так, что зодчий много лет
Над зданием трудится терпеливо
И, постарев от горестей и бед,
К концу его подводит горделиво.


Доволен он упрямою душой,
Веселый взор на здание наводит...
Расселся он, и дождь в него проходит!
Но купол крив! Но трещиной большой
Ломает всё, что выстроено им...


И зодчий плох, и матерьял не годен!
Но новый труд его опять бесплоден,
Затем что план его неисполним,
[CENTER]Окончен труд... Идет за веком век, 
[/CENTER]
Не так ли ты трудишься, человек,
Над зданием общественного быта?
   И истина могучая разбита!...


 
8 октября
8 октября 1848 года родился Пьер Дегейтер

[JUSTIFY]8 октября 1848 / 26 сентября 1932 
Рабочий и музыкант, прославившийся как автор музыки к гимну «Интернационал».
Дегейтер родился в семье рабочих — этнических фламандцев, выходцев из Французской Фландрии, работавших в то время в бельгийском городе Генте. Когда Пьеру было семь лет, семья вернулась во Францию — в Лилль, где Дегейтер окончил вечернюю школу.
Получив специальность токаря по металлу, Дегейтер устроился работать на завод. В это же время он увлекается музыкой. С шестнадцати лет он посещал вечерние курсы при Музыкальной академии. Впоследствии Дегейтер стал первым руководителем лилльского музыкального общества «Рабочая лира».
[/JUSTIFY]

В 1870 году, во время Франко-прусской войны, служил военным музыкантом в армии Франции.

В июле 1888 года мэр Лилля Гюстав Делори (основатель «Рабочей лиры») обратился к Дегейтеру с заданием: написать музыку на стихи поэта Эжена Потье, датированные 1871 годом, с тем, чтобы эту музыку можно было использовать как боевую песню Французской рабочей партии (до сих пор текст пели на музыку Марсельезы). Так появился «Интернационал».

Первое исполнение этой музыки хором «Рабочей лиры» состоялось на съезде профсоюза газетчиков летом 1888 года. Шесть тысяч напечатанных экземпляров текста и нот были проданы, чтобы материально поддержать социалистическую партию в Лилле. Чтобы обезопасить себя от преследования, композитор попросил, чтобы на титульном листе была написана просто фамилия «Дегейтер» без указания имени. Тем не менее, достаточно скоро выяснилось точное имя композитора, и Дегейтер был уволен и внесен в предпринимательские «чёрные списки». В 1902 году вместе с семьёй Дегейтер был вынужден переехать в Сен-Дени.

Как только песня стала набирать популярность, брат Пьера, Адольф Дегейтер, воспользовавшись тем, что имя композитора не было указано на титульном листе, подал в суд с тем, чтобы присвоить права на «Интернационал» себе. Решающим свидетелем являлся Гюстав Делори, который и заказал музыку. Но поскольку Пьер к тому времени вышел из Социалистической партии (впоследствии он стал коммунистом), то Делори, социалист и тогдашний мэр Лилля, уже приобретший права на текст "Интернационала" у вдовы Эжена Потье (и стремившийся сосредоточить права на песню в руках партии), выступил в поддержку Адольфа.

Таким образом, Пьер не смог доказать своё авторство. В 1914 году процесс был завершён, и автором музыки был признан Адольф.
В начале 1916 года Адольф Дегейтер, находясь на оккупированной территории, покончил с собой, оставив предсмертное письмо для брата, в котором утверждал, что процесс об авторстве «Интернационала» развязал под давлением Делори. Поскольку Пьер в это время находился на неоккупированной части Франции, это письмо дошло до него только после окончания войны. В 1922 году автором музыки «Интернационала» был признан Пьер Дегейтер.

В 1927 году Иосиф Сталин пригласил Дегейтера в СССР на празднование десятилетия Октябрьской революции. 
Композитору была назначена пожизненная пенсия, которая и стала единственным источником его существования в последние годы.
Дегейтер умер в 1932 году. На его похоронах присутствовало около 50 тысяч людей.

Именем Дегейтера названы колледж в Сен-Дени и площадь в Лилле. В родном городе композитора — Генте — ему установлен 
памятник. 
 
9 октября
9 октября 1825 года родился Водовозов Василий Иванович
   ...    
 - один из основателей новой русской педагогии (1825 - 1886).


родился в 1825 году в Петербурге, в купеческой семье. Учился в коммерческом училище и на филологическом факультете петербургского университета. 

Как в годы студенчества, так и во время четырехлетнего пребывания в Варшаве в качестве учителя реальной гимназии он крайне нуждался, и его обстоятельства несколько поправились лишь с тех пор, когда он получил (в 1851 г.) место преподавателя словесности в 1-й петербургской гимназии (в 1860—62 гг. по приглашению Ушинского В. преподавал литературу и в Смольном институте). 

Еще в Варшаве В. усердно занимался переводами греческих и римских классиков. 

С 1856 г. он стал печатать в журналах как эти переводы, так и статьи по истории русской и всеобщей литературы: некоторые из них вошли в состав его известных книг "Новая русская литература" (от Жуковского до Гоголя включительно; 1866) и "Словесность в образцах и разборах" (1868 ). В деле преподавания словесности заслуги В. весьма значительны: преимущественно благодаря его трудам из наших средних учебных заведений было изгнано зазубривание теории словесности по тетрадке, продиктованной учителем, и заменено непосредственным изучением произведений русской и иностранной литературы. 

Водовозов содействовал также установлению правильного метода в преподавании истории литературы. 

В своих литературных работах Водовозов определял ценность художественного произведения главным образом по его нравственному смыслу и общественному значению. 

Несмотря на то, что В. прекрасно знал древние языки и литературы и перевел стихами некоторые произведения Софокла, Еврипида, Пиндара, Анакреона, Катулла и Горация, он при обсуждении вопроса о постановке среднего образования в России явился энергическим противником классической системы. 

В статьях и рефератах по этому вопросу В. доказывал, что в отношении грамматической логики и лингвистических упражнений классические языки могут быть с успехом заменены тремя новыми иностранными и родным языком и что в основу гимназического курса должны быть положены литература, история, география, естествознание и математика. 

Эти взгляды были причиною того, что в 1866 г. В. пришлось оставить службу. 

Еще в первой половине шестидесятых годов В. немало занимался вопросами первоначального обучения, и теоретически, в журнальных статьях, и практически, в руководимой им воскресной школе. Результатом этих занятий, а также изучения иностранных школ и иностранной педагогической литературы явилось составление им в 1871 г. "Книги для первоначального чтения" (год I), изданной совместно с "Книгою для учителей". И та, и другая вызвали самые сочувственные отзывы специалистов-педагогов, были одобрены учеными комитетами мин ист. народного просвещения и Св. синода, увенчаны Педагогическим обществом денежною премиею имени К. Д. Ушинского, золотою медалью вольного экономического общества по присуждению Комитета грамотности и, наконец, золотою медалью в память гр. Киселева по присуждению Ученого комитета Министерства государственных имуществ. "Книга для первоначального чтения" (ч. I) быстро распространилась в наших народных школах; в течение двадцати лет ее разошлось более 700000 экземпляров. 

В своей книге В. дал строго обдуманный цикл элементарных данных из области естествоведения, истории и географии; не было недостатка и в статьях, цель которых — правильное развитие воображения, чувства прекрасного и нравственного чувства. 

Через 8 лет после составления первой части "Книги для первоначального чтения" появилась ее вторая часть, предназначенная автором для старшего возраста и для взрослых. 

Здесь автор охватил уже более обширный круг знаний из области естественной истории, физики, географии и этнографии; немало места отвел он также отрывкам из сочинений наших лучших авторов.
[CENTER]«Сегодня так случилось, 
что не обедал из экономии, но зато переводил из Одиссеи 
прекрасное описание обеда»
«Могу сказать одно, 
что в занятиях искусством я нашел если не элексир жизни,
 которого отыскивают беспокойные алхимики нашего века,
 то по крайней мере жизнь самую полную,
 самую свободную
 - и в этом отношении путь мой верен и участь моя решена».






[/CENTER]


Василий Иванович Водовозов : Биогр. очерк В. Семевского. 

Я. А. Роткович, "Вопросы преподавания литературы"
 
10 октября
10 октября Здесь
10 октября 1731 года родился Генри Кавендиш 

Читают тему (гостей: 1)