25 марта 1864 года родился Алексей фон Явленский русский художник-экспрессионист, живший и работавший в Германии. Входил в группу художников «Синий всадник»
25 марта 1867 года родился Артуро Тосканини итальянский дирижёр
25 марта 1871 года родился Игорь Грабарь русский советский живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор
25 марта 1867 года родился БОГОСЛОВСКИЙ Михаил Михайлович
...
(25.03.1867, Москва — 20.04.1929, Москва)
- русский историк.
Михаил Михайлович Богословский родился в семье действительного статского советника тоже Михаила Михайловича Богословского. Детство его прошло в селе Волынском, где у его отца сохранилось потомственное имение. В 1878 году он поступил в пятую московскую гимназию, где вскоре зарекомендовал себя одним из лучших учеников и закончил ее в 1886 году с золотой медалью и оценкой “отлично” по всем предметом, что позволило ему в том же году без вступительных экзаменов поступить в университет.
В том же году М.М.Богословский стал студентом историко-филологического факультета Московского университета. Вскоре определился и круг интересов будущего ученого. По его воспоминаниям, наибольшее влияние на него оказали лекции В.О.Ключевского и П.Г.Виноградова. Свое дипломное сочинение М.М.Богословский написал на источниковедческую тему. Его работа называлась “Писцовые книги, их происхождение, состав и значение в ряду источников по истории Московского государства XV, XVI, XVII вв”. Работа получила положительный отзыв у руководившего работой В.О.Ключевского, а сам ее автор закончил университет в 1890 г. с золотой медалью и с рекомендацией к оставлению при кафедре для подготовки к профессорскому званию.
В процессе подготовки магистерской диссертации М.М.Богословский активно занимался в Московском архиве Министерства Юстиции, участвовал в заседаниях Археографической комиссии при Московском Археологическом обществе, а затем и в Историко-юридической комиссии при Юридическом обществе при Московском университете. Весной 1898 г. Богословский подготовил и успешно прочел две пробные лекции на историко-филологическом факультете Московского университета. Вслед за этим он был зачислен в штат Московского университета в качестве приват-доцента. В том же 1898 году М.М.Богословский начал читать лекции и на Высших Женских Курсазх профессора Герье.
...
В 1902 г. ученый представил на суд совета историко-филологического факультета свою магистерскую диссертацию “Областная реформа Петра Великого. Провинция. 1719—1727 гг”. Оппонентами по диссертации выступали профессор М.К.Любавский и приват-доцент А.А.Кизеветтер, давшие высокую оценку проделанной автором работе. В итоге диссертация была не только успешно защищена, но и даже удостоена премии графа Уварова.
Успех первого крупного труда М.М.Богословского позволил ему с головой окунуться в научную и педагогическую деятельность. Он продолжает развивать свой интерес в области истории XVIII века, публикуя статьи, посвященные истории реформ Петра Великого, преобразований екатерининского времени, эволюции русского дворянства и пр. В 1904 году он становится членом-соревнователем Общества Истории и Древностей Российских и стал деятельно участвовать в его работе. За отзыв на магистерское сочинение А.А.Кизеветтера “Посадская община в России в XVIII в.” он был удостоен золотой медали общества, а в предреволюционные годы даже исполнял обязанность его секретаря.
...
В последний период жизни судьба М.М.Богословского оказалась тесно связанной с Историческим музеем. Ученый возглавил его Общий исторический разряд и совмещал эту работу с заведованием отделением истории XVII века. На этих должностях он сделал очень много для сохранения и пополнения фондов музея и передачи новому поколению музейных работников традиций и навыков работы ученых старой школы.
В качестве общественной работы в период с 1923 по 1927 годы ученый входил в состав экспертной комиссии Академии Наук и участвовал в работе Центральной Комиссии по улучшению быта ученых.
26 марта 1828 года в Вене дал свой единственный авторский публичный концерт Франц Шуберт
26 марта 1516 года родился Конрад Геснер швейцарский учёный - энциклопедист, одним из первых попытавшийся систематизировать накопленные человечеством сведения о животных и растениях. Наиболее известен своим пятитомных трудом Historiae animalium («История животных»)
26 марта 1938 года родился Алексей Васильевич Петренко.
...
"В детстве, помню, смотрел кино с рогаткой в руках —
чтобы на экране в немцев стрелять и в других отрицательных персонажей."
(26 марта 1938 года, с. Чемер Черниговской области (Украинская ССР) - 22 февраля 2017 года, Москва.)
Легендарный актёр, Народный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии России Алексей Петренко прославился талантливыми перевоплощениями и удивительно реалистичными образами в театре и кино. Он из той немногочисленной когорты отечественных звёзд кинематографа, которым по силам роли в самых разных жанрах и амплуа. Пётр Первый, Иосиф Сталин, аббат Фариа, Григорий Распутин, купец Мокий Пармёныч Кнуров – каждая роль этого замечательного актёра была точным попаданием в цель и навсегда запомнилась зрителям.
В паспорте у него стоит другая дата рождения - 1 апреля 1938 года. Так получилось, что только через пять дней удалось сделать запись о новорожденном в ближайшем к селу Чемер сельсовете, поэтому у актера два "дня рождения".
Поступить в театральный институт ему удалось только с третьего раза, а в промежутках, чтобы "не сидеть на шее у родителей", Петренко осваивал совсем другое ремесло: в 1955–1957 годах он работал кузнецом в Чернигове. "А если бы я в третий раз не поступил - то в армию бы попал! Меня бы обязательно на четыре года во флот взяли", - говорил актер.
В 1961 году окончил Харьковский театральный институт (курс народного артиста СССР Ивана Марьяненко).
С 1961 года, по распределению, - актёр Запорожского музыкально-драматического театра имени Щорса.
В 1963-1964 гг - актер Донецкого областного русского драматического театра (город Мариуполь).
C 1964 - в Ленинградском театре им. Ленсовета, куда был приглашён Игорем Владимировым.
Первая роль актера в театре – солдат в сказке "Солдат и змея" (1964 год).
Затем артист часто менял театры и роли – предпочитал "свободное плавание", дающее возможность выбирать материал и сцену самому.
C 1977 - актёр Московского драматического театра на Малой Бронной, с 1978 - МХАТа, в 1982-1986 работал с Анатолием Васильевым (спектакль «Серсо»), в 1991-1992 - в театре «Школа современной пьесы».
С 1991 года - штатный актёр Киностудии им. М. Горького.
С 26 июля 2010 года - член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь).
В кино дебютировал в 1967 году.
Первой большой киноролью артиста стал Петр Великий в фильме "Сказ о том, как царь Петр арапа женил" Александра Митты (1971 год) по мотивам одноименного произведения А.С. Пушкина (на фото - кадр из фильма).
От роли Петра Великого в американском проекте Петренко в свое время отказался. А в русской картине самодержец у актера получился таким, каким его рисовали историки: суровым, но справедливым.
В фильме также сложился удачный дуэт Петренко с Владимиром Высоцким, игравшим арапа Ибрагима Ганнибала.
Звездной для артиста стала роль Григория Распутина в фильме "Агония" режиссера Элена Климова. На нее пробовались многие известные актеры, но Климов, увидев Петренко в спектакле "Преступление и наказание", выбрал его: "У него сумасшедший глаз!". Алексей Петренко безупречно показал горячий, необузданный нрав Распутина, его звериную натуру и зарекомендовал себя как актера с высокой самоотдачей.
"Ничего не могу делать в полсилы!", - сказал о себе Петренко.
Наряду с такими образами, как Петр Первый, Иван Грозный, атаман Платов, Распутин и Сталин, Петренко также можно увидеть в роли отчаявшихся, слабых людей, как например роль Сатина из пьесы "На дне" (1988 год) или роль деревенского алкоголика Вячеслава Кулигина, переживающего распад личности в социальной драме режиссера Динары Асановой "Беда" (1977 год).
...
Всего в театре и кино Алексей Петренко сыграл около 100 ролей.
"Раньше я только подозревал, что есть в стране люди, живущие очень хорошо, после 1990-х я действительно увидел, что у нас есть и очень бедные, и очень богатые. Теперь проблема: обуздывать в себе естественное революционное чувство «грабь награбленное».
27 марта 1878 года русский крестьянин Ф. Блинов подал заявку на получение патента на изобретённый им «вагон с нескончаемыми рейками» (первый в мире гусеничный трактор)
27 марта 1868 года родилась Патти Смит Хилл американский детский педагог, написавшая вместе со старшей сестрой Милдред самую известную американскую песенку Happy Birthday to You
ясная и простая постановка опытов, всесторонний и тонкий анализ возможных ошибок, наивысшая точность и достоверность полученных результатов — вот черты, общие всем его 50 работам, сделавшие их классическими. Значительная часть работ его имеет измерительный характер.
Рентген всегда достигал большей точности, чем другие,
и многие его измерения остались рекордными и через 40 лет."
Иоффе.
(1845-1923),
немецкий физик. Открыл (1895) рентгеновские лучи, исследовал их свойства. Труды по пьезо- и пироэлектрическим свойствам кристаллов, магнетизму. Нобелевская премия (1901).
Немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген родился в Леннепе, небольшом городке близ Ремшейда в Пруссии, и был единственным ребенком в семье преуспевающего торговца текстильными товарами.
В 1848 году семья переехала в голландский город Апельдорн, на родину родителей Шарлотты. Рентген поступил в Утрехтскую техническую школу в 1862 году, но был исключен за то, что отказался назвать своего товарища, нарисовавшего непочтительную карикатуру на нелюбимого преподавателя.
В 1865 году Вильгельм был зачислен студентом в Федеральный технологический институт в Цюрихе, он намеревался стать инженером-механиком, и в 1868 году получил диплом. В 1869 году он защитил докторскую диссертацию в Цюрихском университете.
В 1874 году в Страсбургском университете Рентген начал свою преподавательскую деятельность в качестве лектора по физике.
В 1875 году Рентген стал полным (действительным) профессором физики Сельскохозяйственной академии в Гогенхейме (Германия), а в 1876 году вернулся в Страсбург, чтобы приступить там к чтению курса теоретической физики.
В 1879 году Рентген был назначен профессором физики Гессенского университета, в котором он оставался до 1888 года, отказавшись от предложений занять кафедру физики в университетах Иены и Утрехта.
В 1888 году он возвращается в Вюрцбургский университет в качестве профессора физики и директора Физического института, где продолжает вести экспериментальные исследования широкого круга проблем, в т.ч. сжимаемости воды и электрических свойств кварца.
В 1894 году, когда Рентген был избран ректором университета, он приступил к экспериментальным исследованиям электрического разряда в стеклянных вакуумных трубках.
Вечером 8 ноября 1895 года Рентген, как обычно, работал в своей лаборатории, занимаясь изучением катодных лучей. Около полуночи, почувствовав усталость, он собрался уходить. Окинув взглядом лабораторию, погасил свет и хотел было закрыть дверь, как вдруг заметил в темноте какое-то светящееся пятно. Оказывается, светился экран из синеродистого бария. Свечение вызывала катодная трубка. Рентген начал изучать обнаруженное явление и новые лучи, названные им икс-лучами. Оставив футляр на трубке, чтобы катодные лучи были закрыты, он с экраном в руках начал двигаться по лаборатории. Оказалось, что полтора-два метра для этих неизвестных лучей не преграда. Когда рука ученого оказалась на пути неизвестных лучей, он увидел на экране силуэт ее костей. Ученый обнаружил, что лучи засвечивают фотопластинку, что они не расходятся сферически вокруг трубки, а имеют определенное направление.
Первым человеком, кому Рентген продемонстрировал свое открытие, была его жена Берта. Именно снимок ее кисти, с обручальным кольцом на пальце, был приложен к статье Рентгена "О новом роде лучей", которую он 28 декабря 1895 году направил председателю Физико-медицинского общества университета. Статья была быстро выпущена в виде отдельной брошюры, и Рентген разослал ее ведущим физикам Европы.
20 января 1896 года американские врачи с помощью лучей Рентгена уже впервые увидели перелом руки человека.
28 марта 1797 года в США запатентована стиральная машина
28 марта 1910 года в Марселе поднялся в воздух первый в мире гидроплан
28 марта 1940 года - американские учёные объявили об открытии нового изотопа урана —плутония-239
28 марта 1971 года начат выпуск автомобиля «Жигули»
28 марта 1976 года польская путешественница Кристина Хойновская-Лискевич (Польша) начала из Лас-Пальмаса первое женское одиночное кругосветное плавание на бермудском шлюпе «Мазурек»
28 марта 1472 года родился Фра Бартоломео один из выдающихся представителей флорентийской школы живописи
28 марта 1743 года родилась Екатерина Дашкова
урождённая графиня Воронцова. Подруга и сподвижница будущей императрицы Екатерины II, активнейшая участница государственного переворота 1762 года. После восшествия на престол Екатерина II охладела к подруге, и княгиня Дашкова не играла заметной роли в делах правления. Одна из заметных личностей РоссийскогоПросвещения, стоявшая у истоков Академии Российской. В её мемуарах содержатся ценные сведения о времени правления Петра III и о воцарении Екатерины II
28 марта 1778 года родился Алексей Мерзляков русский поэт, литературный критик, переводчик, профессор Московского университета
28 марта 1845 года родился Павел Голубицкий русский изобретатель в области телефонии, общественный деятель
утраченного много веков назад низвержением в пучину грехов и зла»
...
«Я готов стать учителем учителей,
если можно чему-нибудь их научить,
и я готов стать учеником учеников,
если только можно у них чему-либо научиться».
(28 марта 1592 — 15 ноября 1670)
-чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.
Ян Амос Коменский – выдающийся чешский педагог, мыслитель-гуманист, основоположник научной педагогики, дидактики, писатель, общественный деятель. Появился на свет в протестантской семье, входившей в Общину чешских братьев (с ней будет связана вся его дальнейшая биография). Произошло это в чешском городке Нивница 28 марта 1592 г. Эпидемия чумы рано сделала мальчика круглым сиротой.
Первоначальное образование Ян получал в принадлежавшей братству школе, затем, с 1608 по 1610 г., - в латинской. Чрезвычайно скучный процесс обучения пробудил в старшекласснике первые мысли о необходимости реформ в этой сфере. Следующими учебными заведения для молодого Коменского стали Герборнская академия, с 1613 г. – Гейдельбергский университет, где он изучал богословие. В 1612 г. он берется за фундаментальную работу по составлению полного словаря чешского языка, чтобы посвятить «Сокровищнице чешского языка» 44 года жизни. После окончания университета он ненадолго отправляется в путешествие по Нидерландам, а по возвращении в Чехию, в г. Пшеров, устраивается в братскую школу учителем, преподавая латынь по собственной методике.
В 1616 г. Коменский становится священником семейной Общины чешских братьев, затем управляющим Советом братской Общины, учителем-проповедником, и через несколько лет становится одним из видных руководителей братства. В биографии этого великого человека немаловажную роль играло вмешательство внешних враждебных обстоятельств, не раз ему приходилось терять самое ценное, что у него было, скитаться за пределами Чехии из-за войн, религиозно-политического преследования. Так, его первая супруга и двое маленьких сыновей стали жертвою чумы. Из-за гонений протестантов Коменский был вынужден в 1628 г. эмигрировать в польский город Лешно.
Там он работал в гимназии, был ректором национальной школы, параллельно работая над сочинениями, которые впоследствии принесли ему известность и огромный авторитет. Одно из них – «Дидактика» на чешском языке, которую он позднее перепишет на латыни под названием «Великая дидактика». В этот же период им был написан ряд учебников, а также «Материнская школа» (1632) - руководство по семейному воспитанию, ставшее первым в истории.
С 1650 по 1654 г. Ян Амос Коменский по приглашению князя Сигизмунда Ракоци живет в Венгрии, где занимается реформированием школьного образования, преподает в г. Шарош-Патак по новой системе, после чего снова возвращается в Лешно. В апреле 1656 г. польский город разрушают, предавая огню, шведы. Все, что было нажито Коменским за почти три десятка лет, включая дом и большую часть рукописей, сгорело, а сам он вынужден был после начавшегося истребления протестантов в очередной раз бежать.
В качестве нового места жительства Ян Амос Коменский выбрал среди многочисленных предложений Амстердам, куда его пригласил сенат, где и жил с 1657 г. до смерти. Там его материально поддерживал сын давнишнего покровителя, благодаря чему педагог-мыслитель мог спокойно работать над написанием и изданием трудов. В 1657-1658 гг. публикуются давно написанные 4 тома «Великой дидактики», которые произвели настоящий фурор. В 1658 г. увидел свет «Мир чувственных вещей в картинках», который стал первым в истории учебником, снабженным иллюстрациями.
Я.А. Коменский не прекращал научной деятельности почти до смерти, последние сочинения писались уже под его диктовку. Педагогическое наследие ученого в значительной степени повлияло на мировую педагогику и практику работы школ; в современной теории обучения можно найти немало его дидактических постулатов.
Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определенную пользу.
Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.
Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путём изучения причинных связей.
Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.
Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.
Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном.
На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.
Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым.
Коменский сформулировал «золотое правило наглядности», согласно которому всё должно восприниматься соответствующим органом чувства (видимое — зрением, слышимое— слухом и т. д.) либо несколькими органами, если это возможно:
«…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».
Вместо зубрёжки непонятного материала он предложил исходить из того, что «нет ничего в памяти, чего не было раньше в понимании».
Обобщив опыт передовых школ, в том числе братских школ Юго-Западной Руси, Коменский разработал классно-урочную систему организации учебной работы. Он предложил проводить обучение в классах с постоянным составом учащихся, начинать занятия в определенное время года (1 сентября), делить материал на уроки, строить каждый урок методически продуманно и целесообразно. Это был огромный шаг вперёд по сравнению со средневековой школой.
По-новому Коменский подошёл и к вопросу школьной дисциплины, указав, что основным средством её воспитания является не палка, а правильная постановка занятий и пример учителя. Он называл школу «мастерской гуманности» и указывал, что учитель добьётся успеха лишь тогда, когда будет «сгорать нетерпением рассеять мрак умственный» и обращаться с детьми как отец.
Ранее здесь и на след.: - ссылка работает, если Вы вошли как пользователь
29 марта 1949 года Ниагарский водопад остановился более чем на 30 часов, потому что на реке Ниагара образовались ледяные пробки
29 марта - Мадагаскар - День памяти героев
29 марта 1696 г., 320 лет назад, Исаак Ньютон назначен смотрителем Лондонского монетного двора
29 марта 1998 г. в Лиссабоне был открыт самый длинный европейский мост
29 марта 1867 года в Англии принят акт о создании Канады
29 марта 1912 года Роберт Скотт написал последнюю заметку: «Каждый день мы собирались отправиться к складу, до которого осталось 11 миль, но за палаткой не унимается метель. Не думаю, чтоб мы могли теперь надеяться на лучшее. Будем терпеть до конца, но мы слабеем, и смерть, конечно, близка. Жаль, но не думаю, что смогу писать ещё. Ради Бога, не оставьте наших близких!»
29 марта 1974 г.– Американский космический аппарат Mariner 10 сделал фотографии планеты Меркурий
(1561 —1636) — итальянский врач, физиолог и анатом, представитель ятромеханики в физиологии догарвеевского периода.
Вернувшись в Италию, с 1611 г. занимал кафедру теоретической медицины в Падуе, тесно сотрудничая с Галилеем (G. Galilei). Плодом этого сотрудничества явился ряд совместно сконструированных приборов: прибор для определения силы пульсации артерий (pulsilo-gium), гигроскоп для определения влажности воздуха, первый термометр (термоскоп) в форме спирально изогнутой трубки с нанесенными на ней делениями. Человек, у к-рого измерялась температура, дышал в прибор, согревая находящуюся в нем жидкость.
С. Санторио предложил также хирургические инструменты для трахеотомии и для извлечения камней из мочевого пузыря, ванну особой конструкции для больных.Окончил Паду-анский ун-т в 1587 г., работал в Венеции, более 14 лет был придворным врачом польского короля и профессором, Краковского ун-та.
С. Санторио был одним из основоположников ятромеханики (см.), он одним из первых применил к явлениям органической жизни экспериментальный метод и математическую обработку полученных данных. Около 30 лет изучал обмен веществ в специально сконструированной камере, взвешивая себя до и после принятия пищи, определяя вес пищи, выделений и др.
С. Санторио использовал представление Асклепиа-да о perspiratio insensibilis — «невидимом испарении» с поверхности тела.
Результаты многолетних исследований С. Санторио изложены в его книге «О медицине равновесия» (1614).
Им опубликованы также комментарии к сочинениям К. Галена (1612) и к первой книге «Канона врачебной науки» Ибн-Сины (1625).