Форум

Сообщение успешно добавлено.

RSS
Знаменательные и памятные даты
 
24 августа
24 августа здесь






24 августа 1770 года не стало ЧАТТЕРТОНА ТОМАСА 

   ...    


(20.11.1752, Бристоль — 24.8.1770, Лондон)

— легендарный юный английский поэт, автор литературных мистификаций, покончивший жизнь самоубийством, когда ему ещё не исполнилось 18 лет. С 12 лет писал поэмы, выдавая их за средневековые записи (некоего Томаса Роули), найденные в древней церкви. Чаттертон является для романтиков Европы культовой фигурой «непризнанного гения».
Родился 20 ноября 1752 года в Бристоле уже после смерти отца, церковного пономаря. Мальчиком много времени проводил в церкви. В школе при Приюте Колстона, поощряемый наставником, начал писать стихи. В 1768 году послал в бристольский журнал вымышленное описание открытия в 13 в. старого моста, стоявшего на месте нового. Описание привлекло внимание местного любителя древностей У. Баррета, которому Чаттертон выдал за подлинные несколько подделанных под документы 15 в. литературных текстов. Два из них, в т.ч. большую пьесу в стихах Эйла (Aelle), он послал также Х. Уолполу; тот сначала их принял, но затем отверг как поддельные. В 1765 году Чаттертон поступил в учение к бристольскому адвокату, однако к началу 1770 года он уже сотрудничал в лондонских периодических изданиях. Желая разорвать договор с хозяином, он пригрозил самоубийством, и тот в апреле 1770 отпустил его в Лондон.
Поэзия Чаттертона на современном ему английском языке и на псевдосреднеанглийском (от имени вымышленного им «Томаса Раули, настоятеля») отмечена высоким мастерством стихосложения и могучим воображением; ею восторгались У.Вордсворт, С.Колридж и Д.Китс, сравнивавшие «чудо-отрока» с Р.Бёрнсом; она оказала влияние на Э.По. Споры вокруг «стихов Раули» породили в свое время обширную литературу. Под своим именем Чаттертон выпустил в свет лишь «Элегию памяти Бекфорда» (Elegy on Beckford, 1770). Измученный нищетой, отчаявшись найти покровителя для своих «древних стихов», Чаттертон покончил с собой, отравившись в Лондоне 24 августа 1770 года.
Песня менестреля из трагедии «Элла» (1769) написана в форме roundelay – короткой песенки с припевом (или рефреном). Трагедия включена в цикл произведений вымышленного священника-поэта XV века Томаса Роули (Rowley). В пьесе англосаксонский вождь Элла, чтобы отразить нападение датчан, покидает свою возлюбленную Берту в день свадьбы. Берту похищают в его отсутствие, и Элла, узнав об этом, кончает жизнь самоубийством. Песня во многом перекликается с песенкой Дездемоны об иве из «Отелло» Шекспира: 



ПЕСНЯ МЕНЕСТРЕЛЯ 
из трагедии Томаса Роули «Элла»

«Спой песнь унылую со мной! 
Слезу горючую пролёй! 
Пляс прерви задорный свой, 
Стань, как плачущий ручей – 
В земле сырой 
Спит любимый мой 
Под ивою меж корней.

Черновласый как ночь января, 
Белгрудый как летний снег, 
Краснощёкий, словно заря... 
Хладом скован, уснул навек! 
В земле сырой 
Спит любимый мой 
Под ивою меж корней.

Сладкогласый, как песнь дрозда, 
Резвоногий – мысли быстрей, 
В длани жезл, а в другой – узда... 
Ах, – под ивой он меж корней! 
В земле сырой 
Спит любимый мой 
Под ивою меж корней.

...




Чаттертон погиб жертвой безработицы, нищеты, холодного бездушия, как погибали многие и до и после него.


Прощайте же, спесивые болваны,
В крови у вас - лишь Козни да Обманы!
Иду туда, где слышу Песнь нетленну, -
Вы ж, отошед, низвергнетесь в геену.
Прости мне мать; душа оставь меня,
Я более не вынесу ни дня.
Последний миг Отчаянья простить
Молю, о Небо! я не в силах жить.



Средневековые поэмы Томаса Чаттертона

Мусский Игорь Анатольевич > 100 великих афер



...
В 1760 году, когда Томасу исполнилось восемь, его отправили в Колстонский приют. Там ему выдали синее, похожее на монашеское, одеяние. Новый наряд нравился мальчику: он походил на старинные одежды и возбуждал его любовь к прошлому. Сама же школа его разочаровала; малейший признак незаурядности в воспитанниках встречал полное равнодушие тамошних наставников. Друзей среди учеников у него почти не было. Томас предпочитал общество старших, тех, кто мог разделять его не по годам взрослые интересы. Первые месяцы в Колстоне прошли очень одиноко, а во время каникул мальчик целыми днями просиживал на чердаке родного дома, где книги помогали ему погрузиться мечтами в пятнадцатое столетие. К десяти годам все свои карманные деньги Томас тратил в ближайшей библиотеке — там книги давали на дом, — зачитываясь трудами по истории и богословию.
Он стремился к одиночеству и часы досуга проводил за книгами, знания его становились все обширнее, и вскоре он стал доверять свои мысли бумаге, сочиняя стихи. В 1763 году — Томасу тогда было 11 лет — на кладбище церкви св. Марии Рэдклиффской сломали замечательный крест тончайшей работы, простоявший там три столетия. Чаттертон написал яркое сатирическое стихотворение об этом варварстве и послал в местную газету, где оно и было опубликовано 7 января 1764 года. Хотя это сатирическое стихотворение было религиозным по духу, Чаттертон склонялся к более широким сатирическим темам, стремясь добиться остроты в оценке характеров.
Томас по-прежнему не питал особого почтения к школе — ни к учителям, ни к ученикам. Исключение он делал лишь для Томаса Филлипса, помощника учителя, человека умного и начитанного. Чаттертон очень высоко ценил Филлипса и именно ему показал несколько рукописных пергаменов, якобы принадлежащих перу «Т. Раули, приходского священника». Томас Раули жил в XV веке в Бристоле, и юный Чаттертон решил подписать его именем свои мистификации. Он утверждал, что нашел рукописи в церкви св. Марии Рэдклиффской. Томас показал Филлипсу стихотворение «Элиноур и Джуга» — прелестный диалог, написанный в изящной меланхолической манере необычным, старинным почерком, разобрать который было необычайно трудно. То была трогательная история двух молодых дам, скорбящих о гибели своих возлюбленных на войне Алой и Белой роз. Позднее, в мае 1769 года, поэма была опубликована в «Таун энд кантри мэгэзин», и доктор Грегори назвал ее «историей на редкость прекрасной и трогательной». Филлипс был ошеломлен находкой, а Чаттертон горд тем, что сумел заинтересовать любимого учителя. Последующие два года соученики относились к Томасу с чрезвычайным уважением и нередко просили его сочинить сатирическое стихотворение, обычно о ком-нибудь из учителей. Томас даже показал своим школьным товарищам, как можно состарить пергамен, натерев его землей и подержав над горящей свечою.


Чем раньше мир для человека темнеет, тем легче человек смиряется с этим 
— и тогда покидает земную юдоль без сожаления и раскаяния. 

Он слишком долго был не таким как все?
Это хорошо или плохо?

Что с такими делать?






 
24 августа
Ну что за день такой?
 24 августа 79 года - извержение Везувия. Города ПомпеиГеркуланум и Стабии погребены под вулканическим пеплом.
 
25 августа
25 августа 1930 года - открытие Западных берегов Северной земли в экспедиции на ледокольном пароходе «Георгий Седов»






15 июля 1930 года из Архангельска на Землю Франца-Иосифа и Новую Землю на ледокольном пароходе «Георгий Седов» вышла первая советская высокоширотная экспедиция по исследованию Карского моря. 
Перед экспедицией под руководством О.Ю. Шмидта и В.Ю. Визе ставились задачи по географическому и гидрометеорологическому изучению высокоширотных районов Карского моря. Кроме того, она должна была сменить состав зимовщиков на острове Гукера (Земля Франца-Иосифа), достичь западного берега Северной Земли и организовать там новую полярную станцию. В конце июля, пробившись через 90-мильный ледовый пояс, «Георгий Седов» (капитан В.И. Воронин) подошел к острову Гукера. Часть экспедиции занялась строительными работами, остальные обследовали близлежащие острова. В середине августа после бункеровки «Седов» отправился дальше на северо-восток в неизученные районы Северного Ледовитого океана. Впервые была исследована северная часть Карского моря, открыты острова Визе, Исаченко, Воронина, Шмидта, архипелаг Седова (к западу от Северной Земли). На острове Домашний экспедицией была построена новая полярная станция, где в течение двух лет четверо зимовщиков во главе с Г.А. Ушаковым вели исследования Северной Земли. Основные работы экспедиции были выполнены, но исследователи решили до конца использовать благоприятную ледовую обстановку. «Георгий Седов» дошел почти до 81 градуса северной широты, но дальнейший путь был закрыт, и судно повернуло на юг. 14 сентября оно благополучно прибыло в Архангельск. 



Проделав путь около 10 тысяч километров, экспедиция выполнила обширную программу комплексных научных наблюдений. Через три года на базе работ группы Г.А. Ушакова была составлена полная карта Северной Земли. 

Снимок со спутника. Ярко-белые пятна на тёмном фоне — ледники. Июль 2001 года.













 
"С грядки"



Математики разгадали тайну древней вавилонской таблички
Ученые Древней Месопотамии владели тригонометрией




За тысячу лет до рождения Пифагора вавилонские математики знали теорему, в будущем названную в честь него. К такому выводу пришли австралийские специалисты из Университета Нового Южного Уэльса, тщательно изучившие знаменитую глиняную табличку под названием Plimpton 322.



Plimpton 322, хранящаяся в коллекции Колумбийского университета, как предполагается, была написана около 1800 года до нашей эры, то есть примерно 3800 лет назад. Данная табличка и раньше привлекала внимание учёных, однако о её точном предназначении специалисты могли лишь догадываться
Долгое время считалось, что основы тригонометрии, по большей части, заложили древние греки. Тем не менее, Plimpton 322 и ряд других табличек содержит данные, которые, как некоторые специалисты подозревали и ранее, могут к тригонометрии непосредственным образом относиться.
В новой работе удалось понять, что было написано на части таблички, которая на сегодняшний день отколота и утеряна. В результате выяснилось, что Plimpton 322 содержала четыре ряда по пятнадцать чисел и представляла собой тригонометрическую таблицу, позволяющую быстро и легко вычислять пифагоровы числа — решения знаменитой теоремы, согласно которой сумма квадратов катетов равняется квадрату гиппотенузы. При этом, вопреки бытовавшей ранее версии, использовалась табличка, по всей вероятности, не учителями для приобщения детей к азам математики, а архитекторами при проектировании храмов, дворцов и каналов.
Специалисты отмечают, что шестидесятеричная система, также зародившаяся в Вавилоне, была весьма удобна для подобных расчётов, потому что в ней бывает значительно удобнее разделить число на 3, чем в системе десятеричной.
Специалисты считают, что полученные ими данные позволяют по-новому оценить роль вавилонян в развитии математики и, в частности, тригонометрии.
Результаты исследования были представлены Historia Mathematica
(И)

Плимптон 322
«Плимптон 322» – название загадочной вавилонской глиняной таблички. В ней содержатся записанные клинописью числа, упорядоченные в таблицу из 4 столбцов и 15 строк. Историк науки Элеанор Робсон описывает ее как «один из самых знаменитых математических артефактов в мире». Табличка датируется ок. 1800 г. до н. э. и представляет собой перечень пифагоровых троек – таких целых чисел, которые соответствуют длинам сторон прямоугольного треугольника и удовлетворяют соотношению a2 + b2 = c2, соответствующему теореме Пифагора. К примеру, пифагорову тройку образуют числа 3, 4, 5. Четвертая колонка таблицы попросту содержит номер строки. Единого мнения относительно назначения чисел в таблице не существует, но некоторые исследователи полагают, что они были набором решений, записанных учащимися при изучении алгебраических или тригонометрических задач.

Табличка «Плимптон 322» названа по имени нью-йоркского издателя Джорджа Плимптона, который в 1922 г. приобрел ее у торговца древностями за 10 долл., а затем передал в дар Колумбийскому университету. Она является памятником древневавилонской цивилизации, сложившейся в Месопотамии – плодородной долине между реками Тигр и Евфрат (территория современного Ирака). Если соотносить время создания таблички с известными историческими фактами, то можно сказать, что безымянный писец, ее автор, жил в пределах столетия относительно эпохи правления царя Хаммурапи, известного своим сводом законов и принципом «око за око, зуб за зуб». Судя по событиям библейской истории, Авраам, о котором говорится, что он увел своих людей к западу от расположенного на берегу Евфрата города Ура в Ханаан, также должен быть близким современником писца.
Вавилоняне писали на влажной глине, выдавливая на ней знаки стилом – особой заостренной палочкой для письма. В вавилонской системе счисления число 1 записывалось в виде единичного штриха, а числа от 2 до 9 представляли собой различные сочетания таких штрихов.
(И)
 
26 августа



26 августа (?) 865 года родился Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази
   ...     

латинизированное имя Разес, (около 865, Рей, Иран — около 925, там же) — иранский учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ.


 Ар-Рази родился в персидском городе Рее, близ Тегерана.
 В Персии, а также в городах, расположенных на территории современных Узбекистана и Таджикистана, он получил разностороннее образование и, в частности, изучал философию, метафизику, поэзию и алхимию.
 Еще в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов и поисками «эликсира».
 В 30-летнем возрасте Ар-Рази отправился в Багдад, где изучал медицину. Вскоре он прославился как весьма искусный врач; руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде.
 Ар-Рази был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией; он оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии — всего 184 сочинения, из которых до нас дошло 61; многие труды Ар-Рази были переведены на латинский язык в Европе в X — XIII вв.
 В основе философской концепции Ар-Рази, близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве»; посланный «творцом» «разум» внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению; путь к этому — изучение философии. Атомизм Ар-Рази близок атомизму Демокрита; Ар-Рази верил в абсолютное пространство, абсолютное время и признавал множественность миров. Все вещи, по его мнению, состоят из неделимых элементов (атомов) и пустого пространства между ними. Эти элементы вечны, неизменны и обладают определенными размерами.



Среди алхимических сочинений Ар-Рази наиболее известны «Книга тайн» и «Книга тайны тайн». В своих сочинениях Ар-Рази описал различные химические аппараты и приборы и химические операции. В «Книге тайн» он разбил весь материал алхимии на три основных раздела: 1) Познание вещества, 2) Познание приборов 3) Познание операций. 



Ар-Рази впервые в истории химии предпринял попытку классифицировать все известные ему вещества. Он разделил их на три больших класса: землистые (минеральные) вещества, растительные вещества, животные вещества.



 
Минеральные вещества Ар-Рази, в свою очередь, разделил на шесть групп:
 «духи» (спирты, летучие вещества); к этой группе он относил ртуть, нашатырь, аурипигмент или реальгар, и серу; 
«тела» (т. е. металлы), всего их семь: золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, и «харасин» (вероятно, цинк); 
«камни», тринадцать видов: марказит, марганцовая руда, бурый железняк, галмей, ляпис-лазурь, малахит, бирюза, красный железняк, белый мышьяк, сернистый свинец и сернистая сурьма, слюда, гипс и стекло; 
«купоросы», шесть видов: черный купорос, квасцы, белый купорос (вероятно, цинковый), зеленый купорос, желтый, красный (сульфат железа); 
«бораки», шесть видов: хлебная бура (вероятно, поташ), натрон (сода), бура ювелиров, «тинкар» (род мыла, применявшегося при пайке металлов), зараванская бура, арабская бура; 
«соли», одиннадцать видов: хорошая соль (поваренная), горькая (возможно, мирабилит или английская), каменная, белая, нефтяная, индийская, китайская соль, поташ, соль мочи, известь и соль золы. 



Растительные вещества Ар-Рази не перечислял, упоминая лишь о том, что они редко употребляются. 



Из животных веществ он выделял десять: волосы, кости черепа, мозг, желчь, кровь, молоко, моча, яйца, раковины и рог.



 Среди аппаратов и приборов, описанных в сочинениях Ар-Рази, фигурируют, в частности, кубки, колбы, тазы, стеклянные блюдца для кристаллизации, кувшины, кастрюли, горелки, нефтяные лампы, жаровни и печи (атанор), печи для плавки, напильники, шпатели, ковши, ножницы, молотки, щипцы, песчаные и водяные бани, фильтры из тканей и шерсти, алембики, воронки, ступки с пестиками, сита металлические, волосяные и шелковые и другие приборы и принадлежности. 



Ар-Рази описал различные химические операции, в частности плавление тел, декантацию, фильтрование, дигерирование (настаивание при повышенной температуре), дистилляцию, сублимацию, амальгамирование, растворение, коагуляцию (сгущение).



Ар-Рази впервые ввёл во врачебную практику составление истории болезни отдельно для каждого больного. Он стал первым применять вату при перевязках и именно он изобрел ряд медицинских инструментов, среди которых были уникальный инструмент для извлечения инородных тел из глотки, нитки для сшивания ран приготовленные из внутренностей животных. Ар-Рази говорил, что один врач не может вылечить все болезни и еще тогда считал, что необходима специализация врачей, причем успешно практиковал такое разделение в клиниках которыми руководил сам. Также он составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них. Ар-Рази составил справочник медицинской помощи и самопомощи для малоимущих слоев населения.  Причем он порой не брал денег за обследования пациентов, если те принадлежали к малообеспеченным слоям и нередко сам помогал материально нуждающимся.

 
27 августа
27 августа 1770 года родился Георг Вильгельм Фридрих Гегель


(27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.




родился в Штутгарте (герцогство Вюртемберг). Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком протестантского рода, изгнанного из Австрии в период Контрреформации. Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788–1793, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию. В то же время в Тюбингене учились Фридрих фон Шеллинг, который был на пять лет моложе Гегеля, и Фридрих Гёльдерлин, поэзия которого оказала глубокое влияние на немецкую литературу. Дружба с Шеллингом и Гёльдерлином сыграла значительную роль в умственном развитии Гегеля. Изучая в университете философию, он обратил особое внимание на работы Иммануила Канта, которые широко обсуждались в то время, а также на поэтические и эстетические произведения Ф.Шиллера. В 1793–1796 Гегель служил в качестве домашнего учителя в швейцарской семье в Берне, а в 1797–1800 – во Франкфурте-на-Майне. Все эти годы он занимался изучением теологии и политической мысли и в 1800 сделал первый набросок будущей философской системы («Фрагмент системы»).

После смерти отца в 1799 Гегель получил небольшое наследство, которое, вкупе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от учительствования и вступить на поприще академической деятельности. Он представил в Йенский университет вначале тезисы (Предварительные тезисы диссертации об орбитах планет), а затем и саму диссертацию Планетные орбиты (De orbitis planetarum) и в 1801 получил разрешение читать лекции.




 В 1801–1805 Гегель – приват-доцент, а в 1805–1807 экстраординарный профессор на весьма скромном содержании. Йенские лекции были посвящены широкому кругу тем: логике и метафизике, естественному праву и чистой математике. Хотя они и не пользовались большим успехом, годы в Йене были одним из счастливейших периодов в жизни философа. Вместе с Шеллингом, преподававшим в том же университете, он издавал «Критический журнал философии» («Kritisches Journal der Philosophie»), в котором они были не только редакторами, но и авторами. В тот же период Гегель подготовил первую из своих главных работ, 
Феноменологию духа
 (
Ph?nomenologie des Geistes, 1807), после опубликования которого отношения с Шеллингом были разорваны. В этом труде Гегель дает первый очерк своей философской системы. В нем представлено поступательное шествие сознания от непосредственной чувственной достоверности ощущения через восприятие к познанию разумной действительности, которое единственно и приводит нас к абсолютному знанию. В этом смысле реальным является только разум.





Философия Гегеля
 В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа; самораскрытие во времени — история.

   Формальная логика Аристотеля несостоятельна (более того, сам Аристотель в своих собственно философских исследованиях не пользовался ни формами рассудочного умозаключения, ни вообще формами конечного мышления — «Малая наука логики», § 183). Вместо неё Гегель предлагает т. н. спекулятивную логику, включающую в себя диалектику — науку о развитии. Последнее, согласно ей, проходит три стадии: тезис — антитезис — синтез (непосредственное тождество — противоположность, отрицание — разрешение противоречия, основание, опосредственное тождество). Античность — тезис. Средневековье — это антитезис, поскольку оно отрицает Античность. Новое время — синтез Античности и Средневековья.

   Философия истории занимает важную часть философии Гегеля. Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть — мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы.

   Войны между народами выражают напряжённое столкновение мыслей Абсолютного Духа. В них Гегель усматривал диалектический момент — антитезис.

   Важную роль в развитии истории играют герои — воплощения национальных духов. Герой — это человек, чьи сверхусилия получают санкцию национального духа. Впоследствии идея героев повлияла как на леворадикальную (концепция революционеров), так и на праворадикальную мысль (фюрер-принцип).


 "Что разумно, то действительно; 
и что действительно, то разумно."


"В первое время важнее всего материнское воспитание, 
ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство."
*
Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, 
т.е. существом со свободной волей.


Философия и музыка:
 Бетховен и Гегель



 
"С грядки"
Ученые: На загадочной планете-сироте в созвездии Рыб может быть жизнь





 
28 августа
28 августа родился Иоганн Вольфганг фон Гёте
   ...     
(28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне — 22 марта 1832, Веймар) — немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.Детство
В немецком торговом городке Франкфурте-на-Майне, в 1749 году родился Вольфганг фон Гёте. Его отец был юристом, а мать дочерью городского судьи.
В 1756 году мальчика отдали в общественную школу, однако через два года из-за недостаточного уровня образования, всех детей семьи Гёте перевели на домашнее обучение. Множество репетиторов обучали детей различным языкам и естественным наукам. Помимо этого, проводились частные уроки по игре на фортепиано, виолончели, танцам и другим занятиям, определяющим благородство воспитания. Первое знакомство со сказочным миром литературы произошло, когда мать Вольфганга читала детям перед сном Библию или приключенческие рассказы. Во время Семилетней войны у них некоторое время гостила труппа Франсуа Торана, которая вдохновила его на написание пьес. Благодаря подарку его бабушки, у него был маленький кукольный театр, в котором он с братьями и сестрами ставил свои первые пьесы.


Юность
Отец юноши видел в нем своего приемника и в 1765 году направил сына в Лейпцигский университет на факультет юриспруденции. Несмотря на наставления отца, деньги, которые он получал на развитие знаний в области права, юноша тратил на посещения театра и музеев. Юридическое дело мало интересовало Гёте и большую часть своего времени он проводил на лекциях литературного факультета увлеченно поглощая массу информации. Первый сборник стихов, написанный юным автором, посвящался дочери местного трактирщика. После этого был создан более серьезный сборник «Новые песни». Беззаботные дни закончились в 1768 году после пережитого Гёте туберкулеза у него начались осложнения, и он был вынужден отправится в отчий дом. Вовремя особо тяжкий периодов болезни юноша обращался к религии и это способствует написанию комедии «Соучастники».

Вторая попытка получить образование
Лишь в 1770 году после полного выздоровления, Гёте смог вернутся к завершению своего юридического образования. На этот раз он не тратил время на изучение не интересных ему видов права и сразу же вступил в литературный клуб. В этот же период, душой молодого поэта завладела любовь к Фридерике Бритон. Множество стихов были посвящены этой юной особе и многие близкие друзья считали, что в скором времени влюбленные сыграют свадьбу. Но также быстро как поэт влюбился в юную особу он и охладел, и его чувства вскоре совсем угасли.
В 1771 году Гёте окончил обучение на юриста и с трудом защитил диплом. За неимением других вариантов ему пришлось заниматься адвокатской практикой, но это не мешало ему выпускать новые пьесы и сборники поэзии. Одно из его творений стало манифестом для «Бури и натиска». В 1772 году Гёте пришлось отправится в Вецлар для получения юридической практики на реальных судебных процессах. В этом же году он потерпел любовное фиаско что стало стимулом для написания романа «Страдания юного Вертера». Это был блистательный успех, который охватил всю Европу и поднял ранее никому неизвестного автора на вершину популярности.


Помолвка. Черная полоса в жизни
В 1775 году родители поэта подобрали ему достойную невесту в лице Лили Шёнеман, которая была дочкой успешного банкира. К сожалению их помолвка была расторгнута в скором времени из-за различий в религиозных и политических взглядах двух семей. Убитый горем и одиночеством поэт отправился в Веймарский двор, где прожил всю свою жизнь. Успешный писатель и адвокат Гёте был известен и популярен во всех кругах общества, но все еще невыносимо одинок. Любой его успех подвергался критике со стороны завистников. Уже в 33 года ему удалось попасть в список людей достойных получить дворянский титул. Такой морально тяжелый образ жизни сильно подавлял все творческие начинания Гёте и негативно сказывался на его психологическом состоянии.
Новая волна сил
Чтобы получить хоть немного отдыха от постоянного стресса, в 1780 году Вольфганг отправляется в Италию. Прибыв в эту страну, наполненную свободой и открытой для любого искусства, он активно выпускает новые работы такие как «Иффигения» и «Эгмонт». Несмотря на прекрасное время которое он проводил в Италии ему пришлось возвратится, а родину. Девушка была из простой семьи и сразу после возвращения домой, писатель начинает роман с Кристианой Вульпиус. Девушка была родом из простой семьи, и родители Гёте были против их отношений. Неоднократно мать литератора оскорбляла и унижала молодую избранницу сына. Меньше чем через год у пары появился первый ребенок, однако этот факт не сгладил жесткость отношений с родственниками.


Последние годы жизни
В 1806 году писателю спустя 18 лет тайных любовных встреч удалось узаконить свои отношения с Кристианой.
1808 год стал особым, из-за встречи Гёте с Наполеоном, в будущем писатель будет описывать события французской войны, как человек непредвзятый в отличии от своих соотечественников. В последние годы жизни и творчества Гёте предпочитал мистическим и религиозным темам простой и добродушный романтизм. Хоть взгляды писателя и изменились, он все так же неустанно работал над работой всей его жизни «Фауст». Писатель выдвигавший идею «мировой литературы» умер в 1832 году в Веймаре, на 82 году своей жизни.
Интересные факты:
  • Гёте не просто любил фиалки, а занимался оригинальным способом их разведения. Так, выходя на прогулку по окрестностям своего родного Веймара, он всегда брал с собой пакетик с семенами этих цветов и высевал их во всех подходящих для этого местах. В результате, ещё при жизни поэта пригороды Веймара покрылись цветущими лужайками фиалок, которые немцы до сих пор называют «цветами Гёте». А немецкие садовники вывели огромное количество сортов душистой фиалки, названных ими в честь героев произведений Гете.
  • Сердце Гете остановилось 22 марта, ровно в полдень, то есть в час его рождения.
  • Последние слова Гете: «Пожалуйста, закройте окно».
  • Гёте работал только в герметически закрытом помещении без малейшего доступа свежего воздуха. Гёте не выносил, лая собак, и запаха табачного дыма, но мог писать только, если в его письменном столе находилось гнилое яблоко.
  • (И)
"Есть две вещи, которые родители должны дать своим детям: корни и крылья."








[START]
[/START][START]
[/START][START]
[/START][START]
[/START][START]
[/START][START]
[/START][START]
[/START][START]
[/START][START]
[/START]
 Почерк Гете и рисунки: вид высших однолетних растений и вида насекомых и детали, 1790.




 
29 августа
29 августа 1632 года родился  Джон Локк
   ...     
(29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия),  - английский педагог и философ. 
Широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.


Родился 29 августа 1632 года в небольшом городке Рингтон на западе Англии, близ Бристоля, в семье провинциального адвоката.
В 1646 году — по рекомендации командира его отца (который во время гражданской войны был капитаном в парламентской армии Кромвеля) зачислен в Вестминстерскую школу.
В 1652 году — один из лучших учеников школы, Локк поступает в Оксфордский университет. В 1656 г. получает степень бакалавра, а в 1658 г. — магистра этого университета.
1667 — Локк принимает предложение лорда Эшли (впоследствии графа Шефтсбери) занять место домашнего врача и воспитателя его сына и затем активно приобщается к политической деятельности. Приступает к созданию «Посланий о веротерпимости» (опубликованы: 1-е — в 1689 г., 2-е и 3-е — в 1692 г. (эти три — анонимно), 4-е — в 1706 г., уже после смерти Локка).
1668 — Локка избирают членом Королевского общества, а в 1669 г. — членом его Совета. Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, отношение государства к церкви, проблема веротерпимости и свобода совести.
1671 — решает осуществить тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума. Это был замысел главного труда ученого — «Опыта о человеческом разумении», над которым он работал 16 лет.
1672 и 1679 — Локк получает различные видные должности в высших правительственных учреждениях Англии. Но карьера Локка напрямую зависела от взлетов и падений Шефтсбери. С конца 1675 г. до середины 1679 г. из-за ухудшения здоровья Локк находился во Франции.
1683 — Локк вслед за Шефтсбери эмигрирует в Голландию.
1688—1689 — наступила развязка, положившая конец скитаниям Локка. Совершилась Славная революция, Вильгельм III Оранский был провозглашен королем Англии. Локк участвовал в подготовке переворота 1688 г., находился в тесном контакте с Вильгельмом Оранским и оказывал на него большое идейное влияние; в начале 1689 г. он возвращается на родину.
1690-е — вновь наряду с правительственной службой он ведет широкую научную и литературную деятельность. В 1690 г. издаются «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», в 1693 г. — «Мысли о воспитании», в 1695 г. — «Разумность христианства».
1704, 28 октября — в загородном доме своего друга леди Дэмерис Мэшем, Локк, силы которого были подточены астмой, умер.
Главные идеи 

- Врожденных идей не существует. 
- Человеческое познание проистекает либо из чувственного опыта, либо из интроспекции (рефлексии). 
- Идеи суть знаки, представляющие физические и духовные объекты. 
- Объекты имеют первичные качества (плотность, протяженность, фигура, движение или покой, число) и вторичные качества (все остальные свойства, включая цвет, звуки, запахи, вкус и т.д.). 
- Тела в действительности обладают первичными качествами, тогда как вторичные качества суть только впечатления тех, кто их воспринимает. 
- Благо — это все, что приносит удовольствие, а зло — все, что причиняет боль. 
- Цель свободы - стремление к счастью. 
- Естественное состояние, первичное по отношению к государству, подчиняется природным или божественным законам, открываемым путем применения разума. 
- Главной целью образования государства является сохранение частной собственности. 
- Государство возникает в результате общественного договора.
Человеческое сознание — это, согласно Локку, tabula rasa, чистая доска или лист бумаги, готовый с момента своего создания получать ощущения из внешнего мира и внутренние впечатления. Таковы материалы, из которых образуется единственное доступное нам знание. Сознание, вооруженное данными чувственного опыта и рефлексии, способно к их анализу и упорядочению. Посредством этого процесса оно конструирует все более сложные идеи и открывает такие отношения между ними, которые не обнаруживаются с очевидностью в сырых данных.
"Действия людей — лучшие переводчики их мыслей."
*
"Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил."
*
"Никто не знает силы своих способностей, пока он не испытал их."
*
"От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа."




Друзья похоронили философа неподалеку от его последнего жилища и памятник его украсили следующей эпитафией, написанной по-латински:
 
«Остановись, прохожий! Здесь лежит Джон Локк. Если ты спросишь, что это был за человек, этот памятник ответит тебе — Локк был человек, умевший довольствоваться немногим. Он воспитан был наукой и зашел так далеко, что мог служить только одной истине. Ты убедишься в этом, изучая его сочинения, из них ты узнаешь о нем более, чем из хвалебных речей. Его добродетели спорили с его скромностью, и он не решился бы поставить себя за образец тебе. Его недостатки погребены вместе с ним».
 
Эта эпитафия, вероятнее всего, написана леди Мешем. По другой версии — самим Локком. Рассел в своей «Истории западной философии» назвал Дж Локка наиболее удачливым из всех философов, так как его взгляды находили понимание и приветствовались многими его современниками.









 
29 августа

29 августа 1862 года родился Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк 
   ...    

– известный бельгийский драматург и философ (1862?1949 гг.).
Родился Морис Метерлинк 29 августа 1862 года в Бельгии в Генте, в семье богатого нотариуса. Благодаря тому, что семья Метерлинка была франкоговорящей, большую часть своих произведений он написал на французском языке. Морис Метерлинк изучал право в Париже. В 1886 году он поступил в Гентскую коллегию адвокатов, однако к тому времени определились его литературные интересы, и он оставил адвокатуру. В 1889 году Метерлинк выпустил свой первый сборник стихов «Теплицы», первую пьесу-сказку «Принцесса Мален».
С 1896 года Метерлинк жил во Франции, преимущественно в Париже. В то время он создавал пьесы, в которых обращался к библейским, сказочным и историческим сюжетам. В его произведениях постоянно присутствовал мотив смерти, а в позднее возрос интерес к мистике и оккультизму. Метерлинка считали одним из основателей театра абсурда.
Наибольшую сценическую популярность приобрела пьеса Метерлинка «Синяя птица», которая впервые была поставлена Станиславским в 1908 году на сцене Мхата. В 1911 году «Синяя птица» была поставлена в Париже. Это сказочная фантазия, лирическая и мудрая, переполненная веры в доброту и силу человека. Синяя птица — символ человеческого счастья.

В 1911 году Морис Метерлинк стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Премию он получил за разностороннюю литературную деятельность и драматические произведения, отличающиеся особым воображением и поэтической фантазией. В 1932 году Морис Метерлинк получил титул графа.
В 1940 году Метерлинк бежал от германской оккупации, и уехал в США, а в 1947 году он вернулся во Францию из-за проблем со здоровьем. Умер Морис Бернар Метерлинк в своем замке в Ницце 6 мая 1949 года от сердечного приступа.

Вершиной творчества Метерлинка стала «Синяя птица» (1908 ) — изумительная сказка-драма для взрослых, идущая и теперь, но на утренних спектаклях. Это история о том, как мальчик Тильтиль и девочка Митиль ищут символ счастья и истины — Синюю Птицу, как сам поиск, само движение возвышают и совершенствуют их, открывают новые горизонты и как дети, вернувшись, находят Синюю Птицу у себя дома.
"В нас скрыто нечто, что хотелось бы познать,
но оно таится глубже, чем сокровенная мысль,— это наше сокровенное молчание.
Но вопросы бесполезны. Всякая попытка разума только мешает второй жизни, которая обитает в этой тайне"
*
„Граница нашего познанья кажется нам достоверной, но единственно, что в ней достоверно, — это наше неведение.“
Душа теплицы
Проходят перед взорами вновь вереницы.
Душа в заточенье, под зыбким стеклом,
Цветет, расцветает в плену голубом,
И тянутся стебли до кровли теплицы.
Теплица живой, но усталой души!
О, эти желанья мои без ответа!
О, лилии, ждущие полного света!
На тихой воде в полусне камыши!
О, как бы желал я, – найти под забвеньем
Закрытых очей, утомленных от слез,
Давно пожелтевшие венчики грез,
Пройти к полумертвым, забытым растеньям.
Я жду, что засохшие листья вот-вот
Опять оживут пред моими очами,
Я жду, что луна голубыми перстами 
В молчанье раскроет мне замкнутый вход.








Мультфильм Синяя птица


Гении и злодеи. Морис Метерлинк. Шесть свиданий со смертью. 2012

Сообщение успешно добавлено.

Читают тему (гостей: 3)