Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
Елена Алексеевна! Очень интересно и познавательно! Спасибо!
 
1 июня
1 июня 1858 года родилась Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева 

  (урождённая Пятковская, по отчиму — Мария Морицовна фон Дезен; в первом браке — Николаева18581928) — русская дворянка, общественный деятель, художник-эмальер, педагог, меценат и коллекционер. Основательница художественной студии в ПетербургеРисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске, ремесленного училища в Бежице, а также художественно-промышленных мастерских в собственном именииТалашкино.


Изучала живопись в Петербурге и Париже, была ученицей А. Н. Бенуа. Вышла замуж за кн. Тенишева, богатого инженера-предпринимателя, основателя крупного машиностроительного завода в Брянске. Получив возможность заниматься меценатством, основала и финансировала художественные школы в Петербурге н Смоленске, перед которыми была поставлена задача возрождения русского народного искусства. На свои средства создала музей русского искусства в Смоленске. Имение Тенишевых Талашкино под Смоленском стало одним из художественных центров России. Здесь работали самые выдающиеся русские художники н. XX в. Тенишева также субсидировала журнал “Мир искусства”. После 1917 эмигрировала во Францию, где занималась живописью по эмали.


«Я была одинока, заброшена. Когда в доме всё затихало, я неслышно, на цыпочках пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. Там мои друзья-картины… Этих хороших, умных людей называют художниками. Они, должно быть, лучше, добрее других людей, у них, наверное, сердце чище, душа благороднее?…».


Школа, открытая Тенишевой в Бежице


«Понемногу передо мной развернулась целая картина истинного положения рабочих на заводе. Я открыла, что кроме заевшихся матрон и упитанных равнодушных деятелей в нём жили ещё люди маленькие, пришибленные, опалённые огнем литейных печей, оглушённые нескончаемыми ударами молота, по праву может быть озлобленные, огрубелые, но всё же трогательные, заслуживающие хоть немного внимания и заботы об их нуждах. Ведь это тоже были люди. Кто же, как не они, дали этим деятелям, да и мне с мужем, благополучие?..»

Но самым дорогим её детищем стала школа на хуторе Флёново близ Талашкино, для деревенских детей. В сентябре 1895 г. новое школьное здание со светлыми классами, общежитием, столовой, кухней распахнуло свои двери. Желающих оказалось очень много. Преимущество при поступлении в школу имели сироты, которых Тенишева брала на полное обеспечение. Огромное внимание уделяется подбору учителей. По её представлениям, сельский учитель должен не только хорошо знать предмет, но и быть наставником и другом для ребёнка, примером в жизни.



Рядом со школьным зданием по эскизу Малютина отстроили сказочный домик, украшенный резьбой и росписью; здесь разместились библиотека и учительская. Из столицы и зарубежных поездок сюда привозятся лучшие книги, учебники, альбомы по искусству, журналы.


Именно благодаря трудам Тенишевой и её исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали.

Её работы выставлялись в Лондоне, Праге, Брюсселе, Париже. В Италии — на родине этого дела — она была избрана почетным членом Римского археологического общества. Европейские эксперты отвели Тенишевой в области эмальерного дела «одно из первых мест среди современных ей мастеров». А на родине Мария Клавдиевна защитила диссертацию под названием «Эмаль и инкрустация». Ей была предложена кафедра по истории эмальерного дела при Московском археологическом институте.



Сундук и подвеска, инкрустированные выемчатой эмалью. Работа М.К.Тенишевой.


 "Впечатления моей жизни" 


      
 
Международный день защиты детей 

Международный день защиты детей отмечается ежегодно 1 июня, учреждён в ноябре 1949 года в Париже решением конгресса Международной демократической федерации женщин, впервые отмечался в 1950 году.
Кроме того, детям посвящены Всемирный день ребёнка (20 ноября), День защиты детей Африки (16 июня) и День Белых Орхидей (праздник ребёнка «из пробирки») (первое воскресенье апреля).




Дети рисуют в день защиты детей.
ОфициальноМеждународный день защиты детей
УстановленВ ноябре 1949 года в Парижерешением конгрессаМеждународной демократической федерации женщин
Дата1 июня





istochnik
 
Всемирный день родителей


Еще один новый праздник на нашей планете — Всемирный день родителей (Global Day of Parents) — был провозглашен на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (резолюция № A/RES/66/292) в сентябре 2012 года. И, начиная с 2013 года, он отмечается ежегодно «в честь родителей во всем мире» в первый день лета — 1 июня. Цель праздника — напомнить жителям планеты об общечеловеческих ценностях, защитить и утвердить эти ценности как основу прочной и нравственной семьи. Ведь именно семья (в первую очередь — родители) несет ответственность за воспитание и защиту детей, за то, чтобы полное и гармоничное развитие их личности обязательно происходило в семейном окружении и в атмосфере счастья, любви и понимания. Родители во всех частях мира, независимо от их расовой, религиозной, культурной и национальной принадлежности являются основными воспитателями и учителями своих детей, готовя их к счастливой, полноценной и продуктивной жизни. Родители являются ядром семьи и основой нашей общины и общества. 
Генеральная Ассамблея ООН призывает присоединиться к празднованию Дня родителей все государства, состоящие в Организации объединенных наций, и отмечать его «в рамках отношений всестороннего партнерства с гражданским обществом, привлекая молодежь и детей». Символично, что именно в этот день, 1 июня, во всем мире уже больше полувека отмечается другой праздник, провозглашенный в 1949 году Конгрессом Международной демократической федерации женщин и имеющий прямое отношение к семье, — Международный день детей.




Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/3157/
© Calend.ru
 

 
Так и не нашла я сайт Международного дня защиты детей!


Сейчас уже трудно сказать, почему датой проведения данного праздника было выбрано именно 1 июня. Одна из распространенных версий гласит, что в этот день в 1925 году в Сан-Франциско был устроен праздник для группы китайских детей-сирот. Его организатором стал Генеральный консул Китая, а праздновали они Фестиваль лодок-драконов. Получилось так, что дата этого китайского праздника совпала со временем проведения женевской конференции, посвященной вопросам детства.
В настоящее время данный праздник имеет даже свой собственный флаг. 


На зеленом фоне в самом его центре размещен знак Земли, окруженный стилизованными разноцветными человеческими фигурками. Эти фигурки символизируют собой разнообразие и терпимость. Знак Земли является символом нашей планеты.


    




                                       
 
1 июня
1 июня 1929 года родился Стасис Альгирдо Красаускас 

       (19291977) — литовский советский график. Лауреат Государственной премии СССР (1976). Народный художник Литовской ССР (1977).

В 1952 году окончил Литовский институт физической культуры. Восемь раз завоевывал звание чемпиона Литовской ССР по плаванию и был капитаном сборной Литвы по водному поло.

В 1958 году окончил Литовский художественный институт, в котором с 1961 года преподавал.
В 1961 году создал линогравюру «Юность»,которая является эмблемой журнала «Юность». Она воспроизведена и на надгробии художника.

Автор циклов иллюстраций к поэмам Ю.Марцинкявичюса «Кровь и пепел», «Стена», к книгам Э.Межелайтиса «Человек», «Кардиограмма», к поэме Р.Рождественского «Реквием», «Сонетам» В.Шекспира, «Песне песней», создал цикл эстампов «Вечно живые». 

Наверно, нет такой области творчества, где бы он не проявил себя: рисовал, создавал гравюры, пел, играл в театре, снимался в кино, занимался журналистикой – и все это делал с большим артистизмом, непринуждённо.

  



 "Сатира, шаржи, иллюстрации" 




ARTSAVA - Before Mankind
 
2 июня
2 июня - в России  День здорового питания и отказа от излишеств в еде.



Мы день здорового питания 
Сегодня будем отмечать,
За этот праздничный подарок
Нам организм поставит «пять».
Давайте ж здОрово питаться,
Точней здорОво каждый день,
Нам стоит выбрать попытаться,
Здоровье или бюллетень






Будьте красивы, будьте стройны, а главное - будьте здоровы!




        
 
2 июня
2 июня 1864 года в Москве открыт первый в России зоологический сад.


На сайте Зоопарка:     Московский зоопарк — один из старейших зоопарков Европы. 
Он был открыт 31 января 1864 года по старому стилю и назывался тогда зоосадом. 


Московский зоопарк был организован Императорским русским обществом акклиматизации животных и растений. Начало его существования связано с замечательными именами профессоров Московского Университета Карла Францевича Рулье, Анатолия Петровича Богданова и Сергея Алексеевича Усова.
Местность, где теперь находится Старая территория зоопарка, называлась «Пресненские пруды». Здесь протекала довольно широкая река Пресня, и было одно из любимых мест гуляний москвичей — зелёные холмы, заливные луга, цветущие сады украшали окрестности. Для создания зоосада большинством голосов членов Общества акклиматизации был выбран именно этот участок, так как он находился на доступном расстоянии для всех москвичей, в том числе и небогатых. Территория Петровской академии, например, была удобнее и больше, но ездить туда было бы далеко и дорого для большинства потенциальных посетителей.
К открытию зоосада в нем содержалось 134 экземпляра домашних животных, 153 экземпляра диких зверей и птиц и 7 экземпляров пресмыкающихся. Лучше всего была представлена российская фауна: медведи, волки, лисицы, барсуки, хорьки, куницы, зайцы, белки, ежи, олени, соколы, ястребы, филины, совы, дрофы, журавли, цапли, утки. Создатели сада хотели показать зрителям в первую очередь нашу родную природу. Были на экспозиции и экзотические животные — 2 льва, ягуар, 2 тигра, леопард, носорог, аллигатор.

В 1922 году зоопарк перешёл в ведение Моссовета и с тех пор находится на бюджете города.
Трудное время переживал зоопарк не только во время революций и в 20-е годы, но и во время Великой Отечественной войны.
Однако всегда в зоопарке работали люди, очень любящие животных и в любых ситуациях в первую очередь старавшиеся их защитить. Когда на зоопарк падали зажигательные бомбы, сотрудники круглосуточно были возле своих питомцев. Они приносили из дома одеяла и закрывали разбитые окна, успокаивали испуганных животных во время налетов. Известна история, когда супруги Закусилло остались с животными, хотя видели, как загорелся от зажигательной бомбы их дом (многие сотрудники тогда жили на территории зоопарка). Во время войны животные даже размножались, например, родился бегемот Август. Директором зоопарка в те годы был Т.Е. Бурделев.

Зоопарк всегда был любимым местом в Москве. Даже в годы Великой Отечественной войны зоопарк продолжал работать, и с 1941 по 1945 год его посетило более 6 млн. человек.

В 1970-1980-хх годах зоопарк переживал большие материальные трудности, он начал ветшать и разрушаться, были проблемы с кормлением животных. Из террариума, расположенного на втором этаже знаменитого «Острова зверей», лягушки периодически падали на головы живущих на первом этаже амурских тигров — в таком состоянии были перекрытия. Ветлечебница находилась в крохотном домике без необходимых условий. Такое положение было во многих павильонах и службах зоопарка.
Ситуация изменилась в 1990-х годах. В марте 1991 года мэр города Ю. М. Лужков приехал в зоопарк и попросил показать ему все объекты. Подводя итог, он сказал, что первый в России зоопарк действительно находится в аварийном состоянии и требует генеральной реконструкции. Город объявил зоопарк общегородской стройкой.

6 сентября 1997 года, в год 850-летия Москвы, произошло торжественное открытие экспозиций первой очереди генеральной реконструкции Московского зоопарка. 
На новых экспозициях появились животные, давно или никогда не демонстрировавшиеся в зоопарке. Вот только несколько примеров: 
Дом птиц — шлемоносные казуары, пингвины Гумбольдта, веероносные голуби, калао-трубачи, аргусы; 
Обезьянник — белолобые лемуры и красные лемуры вари, львинохвостые макаки, восточные колобусы; 
Остров зверей — азиатские львы; 
Африканские копытные — зебры Греви, южноафриканские жирафы. 
В 2002 году Правительство Москвы и Городская Дума выделили необходимые денежные средства для начала строительства нового павильона для слонов. В 2003 году Слоновник был сдан в эксплуатацию. Три азиатских слона были переведены в новое здание, и сейчас посетители могут видеть этих животных. Весной 2009 года произошло радостное событие — родился первый слонёнок.


      - !!!!!
 
2 июня
2 июня 1474 года рухнул незавершённый Успенский собор в Московском Кремле, возводимый мастерами Кривцовым и Мышкиным.

       От дальнейшей работы над упавшим храмом отказались псковские зодчие («похулили известь»).



Тогда Иван III — должно быть, не без подсказки супруги — решил послать за италийским муролем (муролем назовут Фьораванти русские летописи: от прилагательного murale — стенной).



Шпионствующим фрязям Иоанн Васильевич миссию не доверил — в римскую землю отправился дьяк Семен Толбузин. «А денег с Толбузиным князь велики послал своей казны 700 рублей», а рядиться с муролями повелел «по 10 рублев на месяц найму» (летописные тексты цитируются по статье А.Л.Хорошкевич «Данные русских летописей об Аристотеле Фиораванти» // Вопросы истории. 1979. № 2. С. 201—204; далее — 
Хорошкевич). 


Ежемесячные 10 рублей — сумма для Московской Руси по тем временам немалая: село Сабурово в Коломенском уезде на реке Москве в 1474—1496 гг. было продано за 60 руб., а село Степанковское там же — за 22 рубля (см.: Хорошкевич. С. 202).


Тем не менее, по словам Толбузина, никто из итальянцев, кроме Аристотеля Фьораванти, не согласился. Не решались отправиться в дремучую гиперборейскую землю, о которой в Европе ходили сказочные легенды?



Не так всё просто в истории выбора зодчего. Едва ли Аристотеля прельстили деньги и сказки о Московии. Скорее, вынудили обстоятельства.



В июне 1473 г. он был обвинен в Риме в фальшивомонетничестве и даже побывал в тюрьме. Занимался ли пожилой инженер сим промыслом и в каком виде: собственно ли чеканкой, чеканкой ли со сбытом, просто хранением — судить трудно. Неизвестно, и кем было предъявлено обвинение, но в те годы оное было эффективным средством устранения конкурента.

Странно повела себя при этом Болонская коммуна, не ставшая дожидаться, пока в Риме разберутся с делом ее главного инженера, и тут же помпезно отлучившая мастера от должности: «Так как до сведения дошло, что магистр инженерных работ Аристотель был схвачен в Риме по поводу фальшивых монет и таким образом покрыл себя позором в том государстве, куда он был послан нашим Правительством именно для службы и исполнения поручений Святейшего Отца, то мы всеми белыми бобами [т.е. шарами — per omnes fabas albas] лишили вышесказанного магистра Аристотеля должности и содержания, которое он получает от Болонской камеры, и постановили, чтобы это лишение считалось со дня его уличения навсегда, при условии, что обвинение окажется верным» (цит. по статье: Хрептович-Бутенев К.А. Аристотель Фьораванти, строитель Успенского собора, и письмо его из Москвы 1476 г. // Старая Москва. Вып. 2. Издание комиссии по изучению старой Москвы. 1914. — Факсимильное издание. М.: Столица, 1993. С. 43—45; далее — Старая Москва).



«Неверные» обвинения с Фьораванти скоро сняли, но репутация в те годы значила больше, чем в последующие века, и главной причиной согласия архитектора на поездку в Московию некоторые историки видят в желании отбыть с родины со всеми ее белыми бобами. Так что предложение русского посла пришлось, по видимости, кстати. 



Не оно одно пришло о ту пору: знаменитым архитектором заинтересовался и султан Мухаммад II. Однако принять предложение Стамбула — значило бы предать христианство, и из двух зол опозоренный в отчизне Аристотель выбрал меньшее: Россию.   Продолжение детектива






До 2 июня 1474 г.

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV в., в княжение Ивана I: 4 августа 1326 г. на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.


Успенский собор 1326–27 гг. был первым каменным храмом Москвы. Археологические исследования показали, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.
Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Храм был увенчан кокошниками.
При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Московского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях.


Летом 1471 г. «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми.»
Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Начатое в 1472 г. строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), якобы бывшего в Москве 20 мая 1474 г.
Летописец свидетельствует:


«бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».




На картинке внизу Царское место   
Трон изготовили довольно высоким – 6,5 метра. Его нижняя часть – это четверик с тремя глухими стенами и воротами в восточной части. Он опирается на четырёх зверей, украшен многофигурными барельефами (по четыре с каждой из сторон, всего 12).

 
2 июня
2 сентября 1857 года  Джеймс Гиббс из Вирджинии запатентовал однониточную стежковую швейную машинку.

      Швейная машина появилась на свет значительно позже механизированных прядильных и ткацких станков, хотя попытки механизировать труд портных предпринимались, начиная с середины XIV века.

Первый патент на аппарат, снабженный иголкой с двумя острыми концами и отверстием для нитки посередине, получил в 1755 году англичанин Чарльз Вейзенталь. Иголка прокалывала материю туда и обратно, сама не переворачиваясь. Конструкция изобретения была очень несовершенной и потому не получила распространения.

С 1755 до 1846 года пытливые умы продолжали настойчиво трудиться над созданием швейной машины. Так, в 1790 году англичанин Томас Сент получил патент на машину для шитья башмаков и сапог, дававшую однониточный шов. 

Любопытно, что спустя почти век люди попытались воспроизвести машину Сента по чертежам (ведь ни один из первых аппаратов для шитья не сохранился), и оказалось, что она неработоспособна без значительных доработок. Однако этому изобретению все-таки нужно отдать должное: сам факт появления машины, заменяющей ручной труд, подстегнул изобретателей к разработке новых конструкций для механического выполнения стежка.

Первый, кто применил две нитки для одного и того же шва, был австрийский портной Йозеф Мадерспергер из Вены, построивший машину на том же принципе, что и ткацкая. Однако из-за конструктивных несовершенств распространения она не получила. После изобретения Мадерспергером в 1814 году иглы с ушком у острия исследователи начали работать над получением стежка с помощью такой иглы. Счастье улыбнулось французу Б. Тимонье, который в 1830 году изготовил машину, дававшую цепной шов. Она была выпущена в количестве 80 экземпляров и служила главным образом для надобностей армии. На этих машинах в специальных мастерских Парижа шилось солдатское обмундирование. В 1832 году читателей "Берлинской иллюстрированной газеты" поразило следующее сообщение: "Из Парижа передают, что портной Б. Тимонье показывал в Вильфранше сконструированную им швейную машину, в реальности которой можно сомневаться, если не видеть ее собственными глазами. Любой ученик может уже через несколько часов научиться шить на ней. Передают, что на этой машине можно делать двести стежков в минуту. Все это и многое другое в конструкции швейной машины на грани фантастики". Между тем громоздкая, сделанная в основном из деревянных частей машина Тимонье давала непрочный шов в одну нитку. Главный недостаток этого шва в том, что он легко распускается, достаточно разорваться лишь одному стежку.

Честь изобретения швейной машины с челночным стежком принадлежит Америке. Впервые челнок в швейной машине применил Вальтер Хант, построивший в 1832-1834 годах машину с прямой иглой с ушком у острия и челноком, подобным ткацкому. Однако она не была запатентована, так как работала нестабильно.

Одновременно с Тимонье и Хантом над созданием швейной машины трудился американец Элиас Гоу, работавший на фабрике, которая выпускала текстильное оборудование. В свое изобретение он заложил некоторые элементы ткацкого станка, в том числе подобие челнока. В 1845 году Э. Гоу получил патент на первую реальную швейную машину челночного стежка (ее принцип - закрепление стежков второй нитью, проходящей снизу, - до сих пор используется в швейных машинах), которая работала со скоростью триста стежков в минуту. При этом игла двигалась горизонтально, а сшиваемые ткани располагались в вертикальной плоскости и могли перемещаться только по прямой линии.

Ясно, что изобретение Гоу нуждалась в совершенствовании. Ускорили этот процесс талантливые американские изобретатели Аллен Вильсон, Джеймс Гиббс, Джон Бачелдер и гениальный предприниматель Исаак Меррит Зингер, эмигрировавший в свое время из Германии и обосновавшийся в Нью-Йорке.

 В 1851 году Зингер создал одну из первых бытовых швейных машин, у которой игла закреплялась в вертикальном положении. Теперь ткань, прижимаемая лапкой, располагалась на горизонтальной плоскости и могла продвигаться благодаря прерывисто движущемуся зубчатому колесу.

 Год спустя А. Вильсон получил патент на четырехтактный реечный двигатель ткани (транспортер), благодаря которому скорость работы швейной машины значительно возросла.





Коллекционеры:
Читают тему (гостей: 4)