Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
4 мая

4 мая 1715 год в Париже произведён первый складной зонтик.
    Зонт существовал ещё в XI веке до н. э. Именно это время считается временем изобретения зонта. Родиной зонта считают Китай или Египет. В обеих названных странах зонт считался символом власти, только фараоны или императоры и приближённые царственных особ могли пользоваться зонтами. Символом богатства и власти зонт считался и в Индии. Чем знатнее был человек, тем больше его свита имела право носить за ним зонтов. Властитель имел 13 зонтов, символизировавших солнце и расположенные вокруг него 12 знаков зодиака. В Тибете белые или жёлтые зонты считаются символами духовного величия, в то время как светской власти больше соответствуют зонты из павлиньих перьев. Затем с Востока зонты перекочевали в Древнюю Грецию, потом - в Рим, где ими пользовались женщины. И только в XVII веке в Западной Европе во Франции появляется зонт и назывется «парасоль» .

У французского солнечного зонта верх делался из вощёного полотна, а ручка была костяной. . Первоначально зонт служил для защиты от солнца, как укрытие от дождя зонт впервые применил англичанин Джонас Хенвей в 1750 году. В 1969 году Брэд Филлипс получил патент США на складной зонтик, который компания Totes начала продавать в США в 1970 году.
  
Самые первые зонты весили около 2 килограммов, а длина ручки составляла больше метра. Трость и спицы изготавливали из бамбука, а полотнище — из пропитанной специальным составом плотной бумаги или же пальмовых листьев и перьев птиц.

А в США в середине XX века женский зонтик предлагалось использовать как средство защиты от нападений на улице: эти зонтики после простого нажима на ручку, выпускали облако слезоточивого газа в сторону злодея и одновременно включали сирену. Но зонт так и остался зонтом, а не оружием самообороны, и по сей день защищает нас от непогоды.
Недавно в  Соединенных Штатах был разработан зонт, в ручку которого  вмонтирован приемник. Этот приемник настроен на волну ближайшей метеостанции. Если ожидается дождь или снег, то в ручке зонта загорается лампочка. Так он предупреждает своего владельца о приближении непогоды, причем, чем больше вероятность осадков, тем чаще и ярче мигает лампочка.
 Царь имел 13 зонтов, символизировавших центральное солнце и расположенные вокруг него двенадцать знаков зодиака.

Про зонтик есть здесь:


История зонта



Изобретение складного зонта
 
4 мая
4 мая 1961 года в СССР принят указ об усилении борьбы с тунеядством




4 мая 1961 года Президиум Верховного Совета СССР на основании ст. 12 Конституции принял указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». 

С 1960-х годов в советской пропаганде иностранный термин «паразитический образ жизни» стал вытесняться русским термином «тунеядство» (согласно толковым словарям – жизнь на чужой счет, чужим трудом, паразитизм, безделье). 

Лица, не работавшие в течение четырех месяцев в году, подлежали отныне уголовной ответственности, каждый гражданин СССР был обязан заниматься общественно полезным трудом на благо государства. В ускоренном строительстве коммунизма должны были участвовать все поголовно, а в отношении упорствующих решено было применять принудительный труд. 

Тунеядство: кто не работает, тот не ест!
 
4 мая
4 мая 1655 года родился Бартоломео Кристофори (Кристофали) ди Франческо 

           

               
(4 мая 1655 года,Падуя — 27 января 1731 года, Флоренция) — итальянский мастер-изготовитель клавесинов, которого принято считать изобретателем фортепиано.
Кристофори получил известность как мастер по изготовлению клавикордов и спинетов. До 1690 года работал в Падуе, затем во Флоренции при дворе принца Фердинандо Медичи, с 1716 года стал хранителем коллекции музыкальных инструментов герцога Козимо III Медичи. В 1709–1711 гг. изобрел инструмент с ударной (молоточковой) механикой, названный им gravicembalo col piano e forte («клавесин с тихим и громким звуком»). Описание нововведения Кристофори было опубликовано в 1711 г. Шипионе Маффеи в «Giornale dei litterati d'Italia». Немецкий органный мастер И.Г. Зильберман в 1726 г. усовершенствовал фортепианную механику Кристофори, благодаря чему она получила практическое применение.

Родился Кристофори в Падуе, Венеция (Padua, Republic of Venice). О ранних годах его жизни практически ничего не известно. Согласно одной из связанных с именем Бартоломео легенд, когда-то он был подмастерьем у самого Николо Амати (Nicol? Amati); согласно сделанным во время переписи населения 1680-го записям, в доме великого мастера скрипичных дел в Кремоне (Cremona) и впрямь проживал некий 'Кристофаро Бартоломеи' (Christofaro Bartolomei). На данный момент, впрочем, легенда эта считается несостоятельной – как показал в свое время Стюарт Полленс (as Stewart Pollens), Кристофори на тот момент должно было быть 25 лет, тогда как жильцу Амати – согласно все тем же записям – было всего 13. В качестве подтверждения легенды нередко используются ссылки на якобы изготовленные Бартоломео виолончели и контрабасы; впрочем, их авторство также представляется современным исследователям довольно сомнительным.

Доподлинно известно, что в 1688-м 33-летнего Бартоломео нанял сам великий принц Тосканский Фердинандо Медичи (Ferdinando de Medici). Медичи был известным любителем музыки, однако что именно заставило его остановить выбор на Кристофори, сейчас сказать трудно. Есть основания полагать, что встретиться они могли чуть ли не случайно – незадолго до этого принц ездил на карнавал в Венецию. В любом случае, Медичи на тот момент нужен был новый музыкальных дел мастер – коллекция инструментов великого принца была весьма обширной и нуждалась в постоянном уходе, а предыдущий мастер незадолго до этого скончался.

Перебравшись во Флоренцию, Бартоломео нашел себе жилье, обзавелся необходимыми инструментами и взялся за работу. До начала нового века Кристофори успел изобрести минимум два новых клавишных инструментов – и лишь после этого взялся за работу над первой моделью фортепиано. Первым его изобретением стал огромный многострунный спинет; вторая разработка являла собой необычный овальный спинет, во многих отношениях близкий к популярным тогда вёрджинелам. Разумеется, изготавливал Бартоломео и более тривиальные инструменты; по большей части занимался в тот период он клавесинами.

Некоторые источники утверждают, что Кристофори работал над фортепиано еще в 1698-м; первое точное упоминание, впрочем, датируется лишь 1700-м. Сам Бартоломео называл свое изобретение 'arpicembalo'; cовременный термин 'фортепиано' появился на свет уже позже. Известно, что к 1711-му мастер успел изготовить минимум три фортепиано.


В 1726-м был нарисован единственный известный портрет Бартоломео; изображен мастер был на фоне прославившего его инструмента. Увы, портрет этот не пережил Вторую мировую; сейчас от него остались лишь фотографии.
Продолжал делать новые фортепиано – попутно дорабатывая и развивая конструкцию – мастер до самой своей смерти. Помогал ему Джованни Феррини (Giovanni Ferrini), позже сам ставший довольно известным мастером.

История фортепиано


Это Интересно!


 
4 мая
4 мая 1772 года родился Фридрих Арнольд Брокгауз

 ( 4 мая 1772Дортмунд — 20 августа 1823Лейпциг) — немецкий издатель, основатель издательской фирмы «Брокгауз» и издатель «Энциклопедии Брокгауз». Его энциклопедия послужила основой для российского словаря Брокгауза-Ефрона (82 тома) с 1890 по 1907 год.
Посещал  гимназию в Дортмунде, затем изучал торговое дело в Дюссельдорфе, а в 1793 г. уехал в Лейпциг, где в продолжение двух лет весьма усердно занимался науками и изучением новейших языков. В Дортмунде он основал в 1795 оптовую торговлю английскими мануфактурными товарами, которую в 1802 перевел в Амстердам. Вследствие закрытия европейского материка для английских товаров в конце 1804 г., он принужден был прекратить её. 
Питая особенную наклонность к книжной торговле, Б. основал 15 октября 1805 в Амстердаме предприятие по торговле и изданию немецких книг, звание хозяина которого принял на себя типограф И. Г. Ролоф, так как Б., в качестве иностранца, не мог быть членом книгопродавческой корпорации, и которое поэтому действовало сначала под фирмой «Rohloff u. Comp.», а с 1807 стало называться «Kunst- und Industrie Comptoir».
 Предпринятое Б. в 1806 г. и посвященное современной истории и литературе периодическое издание на голландском языке «De Ster» («Звезда») после обращения Батавской республики в королевство Голландию было запрещено уже по прошествии первой четверти года, а заменивший его «Amsterdamsch Avond-Journaal» подвергся той же участи в ещё более короткий срок. 
Вместе с тем, Б. основал ежемесячный журнал на немецком языке: «Individualit?ten» Крамера (1806—1807), равно как французское беллетристическое издание, выходившее через три месяца: «Le Conservateur» (1807—1808 ), и издал многие сочинения из области точных наук, политики и изящной словесности. 
 Но его книгопродавческое предприятие при неблагоприятных обстоятельствах того времени, особенно после соединения Голландии с Францией, не могло идти успешно, поэтому он решился оставить Амстердам и перенести своё предприятие в Германию.

 В 1811 он возобновил в Альтенбурге свою издательскую деятельность, сначала под фирмою «Kunst- und Industrie Comptoir von Amsterdam», которую 15 января 1814 г. заменил сохранившейся до сих пор фирмой «Ф. А. Брокгауз».

В 80-х годах XIX века книготорговец Илья Абрамович Ефрон (1847–1917) купил типографию в Петербурге и в 1889 году вместе со знаменитой немецкой фирмой основал акционерное издательское общество «Ф.А. Брокгауз – И.А. Ефрон». 
За 17 лет- с1890 по 1907г. он выпустил энциклопедический словарь грандиозного объёма- 82 основных и 4 дополнительных тома,- ставшей самой популярной универсальной энциклопедией на русском языке.

Вначале работа над словарём шла медленно. Редактор русского издания постоянно старался экономить на оплате труда переводчиков: платил он мало, а то и норовил не заплатить вообще, ссылаясь на досадную забывчивость; при этом всякий раз горестно восклицая: «Ах, я собака беспамятная!» Обиженный коллектив в отместку добавил в букву «Б» одну статью от себя; а поскольку редактор оказался не только скупым, но и ленивым, статья прошла незамеченной и попала в печать. Так в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона» появилась статья: «Беспамятная собака»- собака жадная до азартности». Редакторами последующих изданий словаря статью о собаке было решено оставить - в качестве назидания всем будущим редакторам и на потеху читателям.
    В издании словаря произошли большие перемены - после смены редактора переводные статьи постепенно были оттеснены на второй план, а к работе над словарём начали  привлекать крупнейших учёных России,     деятельность которых составила целую эпоху в избранной ими науке.

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСК I Й СЛОВАРЬ
После смерти отца его дело под прежней маркой продолжали два старших сына Брокгауза, сначала, в 1823–1829 годах, вместе с опытным сотрудником Карлом-Фердинандом Бохманом, а потом, с 1829 по 1849, они вели его вдвоем. 
После смерти Генриха Брокгауза дело перешло в собственность двух его сыновей, которые еще задолго до того сделались участниками фирмы и теперь продолжали вести ее в прежних размерах и в том же духе. Старший – Генрих-Эдуард – родился в 1829 году, посещал университеты Лейпцигский, Гейдельбергский и Берлинский, затем получил степень доктора философии и посвятил себя книжной торговле. Он написал биографию своего деда.

Младший сын, Генрих-Рудольф, родился в 1838 году, изучал дело книжной торговли и типографское искусство в заведениях своего отца, а также в Вене, Лондоне и Париже. В 1881 году вступил в предприятие на правах участника фирмы и старший сын Генриха-Эдуарда Альберт-Эдуард. 

  Сейчас фирма существует, войдя в состав издательской группы 
«Лангеншайдт.  
 
4 мая 
4 мая 1952 года родилась Алиса Плезенс Лидделл 
                   

(4 мая 1852 — 16 ноября 1934) — прототип персонажа Алисы из книги «Алиса в Стране чудес» (а также один из прототипов героини в книге «Алиса в Зазеркалье»).

Алиса Лидделл была четвёртым ребёнком Генри Лидделла (6 февраля 1811 — 18 января 189 8)  — филолога-классика, декана одного из колледжей в Оксфорде и соавтора знаменитого греческого словаря «Лидделл-Скотт», — и его жены Лорины Ханны Лидделл (урождённой Рив) (3 марта 1826 — 25 июня 1910). Родители долго выбирали имя для малышки. Вариантов было два: Алиса или Марина. Но родители остановились на Алисе, посчитав это имя более подходящим.

 У Алисы были два старших брата — Гарри (род. в 1847) и Артур (род. в 1850), — которые погибли от скарлатины в 1853 году, старшая сестра Лорина (род. в 1849) и ещё шесть младших братьев и сестёр, включая младшую сестру Эдит (род. в 1854), с которой она была очень близка.
После рождения Алисы, её отец, который до этого был директором Школы Уэстминстер, был назначен на пост декана Christ Church, и в 1856 году семейство Лидделл переехало в Оксфорд. Вскоре Алиса встретила Чарльза Латуиджа Доджсона, который столкнулся с её семьёй 25 апреля 1856 года, когда фотографировал собор. Он стал близким другом семьи в последующие годы.
У отца Алисы учились многие замечательные художники, он был другом королевской семьи. Отрочество и юность Алисы совпали с расцветом творчества прерафаэлитов (предшественников модерна). Она занималась рисованием, а уроки живописи ей давал Джон Рёскин, знаменитый художник и наиболее влиятельный английский художественный критик XIX века. Рёскин находил у неё большие способности, она сделала несколько копий его картин.
4 июля 1862 года на лодочной прогулке Алиса Лидделл попросила своего друга Чарльза Доджсонасочинить историю для неё и её сестер Эдит и Лорины. Доджсон, которому и раньше приходилось рассказывать детям Лиддела сказки, придумывая события и персонажей на ходу, с готовностью согласился. На этот раз он поведал сестрам о приключениях маленькой девочки в Подземной Стране, куда она попала, провалившись в нору Белого Кролика. Главная героиня очень напоминала Алису (и не только именем), а некоторые второстепенные персонажи — её сестер Лорину и Эдит. История так понравилась Алисе Лидделл, что она попросила рассказчика записать её. Доджсон обещал, но все равно напоминать пришлось несколько раз. Наконец он выполнил просьбу Алисы и подарил ей манускрипт, который назывался «Приключения Алисы под землёй». Позже автор решил переписать книгу. Для этого весной 1863 года он отправил её на рецензию своему другу Джоржу Макдональду. Также в книгу были добавлены новые детали и иллюстрации Джона Тениела (John Tenniel). Новую версию книги Доджсон преподнес своей любимице на Рождество 1863 года. В 1865 году Доджсон опубликовал книгу «Приключения Алисы в Стране Чудес» под псевдонимом Льюис Кэрролл. Вторая книга — «Алиса в Зазеркалье» — вышла шестью годами позже, в 1871 году. Обе сказки, которым уже значительно больше ста лет, популярны и поныне.
  • В научно-фантастической пенталогии «Мир Реки» Филипа Хосе Фармера Алиса Лидделл Харгривс является одним из персонажей. В первом романе пенталогии упоминается реальный факт, что в возрасте восьмидесяти лет ей присудили Почетную Грамоту Колумбийского университета за ту важную роль, которую она сыграла в создании знаменитой книги мистера Доджсона.
  • В романе «Максимус Гром. Побег из Эдена» Лилии Ким одним из главных героев является Алиса Лиддел, агент Бюро информационной безопасности.
  • В честь Алисы Лидделл названа малая планета 17670 Liddell  (1996 XQ19).
  • В стихотворении, приведенном в заключении «Алисы в Зазеркалье», одном из лучших поэтических произведений Кэрролла, он вспоминает лодочную прогулку с тремя девочками Лидделл, когда впервые рассказал «Алису в Стране чудес». Стихотворение написано в форме акростиха: из первых букв каждой строки складывается имя «Алиса Плезенс Лидделл». На русском языке можно прочитать 
(И-1)   (И-2)




Попутно - http://www.mir-dali.ru/picturesalisa.html


Картинки:
Иллюстрации Сальвадора Дали к сказке «Алиса в Стране Чудес»
 
4 мая 

4 мая 1900 года родился Антун Августинчич 
   (4 мая 1900КланьецАвстро-Венгрия (ныне Хорватия) — 10 мая 1979Загреб,Хорватия) — выдающийся хорватский скульптор, автор памятников главам пяти государств (Польши, Югославии, Албании, Аргентины, Хорватии). Наряду с такими мастерами, как Иван Мештрович и Франьо КршиничАнтуна Августинчича относят к крупнейшим хорватским скульпторам ХХ столетия. Наиболее известными его работами являются скульптуры «Мир» (установлена на фронтоне здания ООН в Нью-Йорке) и «Горняк» (установлена на фронтоне здания штаб-квартиры ВТО в Женеве).

Мальчик ранних лет увлёкся рисунком и лепкой. По окончании гимназии в 1918 году, он поступает в Высшую художественную школу в Загребе. Там он изучает скульптуру под руководством профессоров Рудольфа Вальдеца и Роберта Франгеш-Михановича. В творчестве этих мастеров реалистическая трактовка натуры сочеталась с заметным воздействием пластической манеры импрессионизма. В 1922 году Высшую художественная школу преобразовали в Академию художеств, а профессором-руководителем скульптурной мастерской становится знаменитый скульптор Иван Мештрович. Под его началом Антун занимается два года (1922—1924).
Зарекомендовав себя талантливым и многообещающим выпускником, Августинчич получает стипендию французского правительства, дающую право продолжить художественное совершенствование в Париже. В 1924—1926 годах он завершает своё художественное образование в Школе декоративного искусства (Ecole des Arts decoratifs) и Академии изящных искусств (Academie des Beaux-Arts), где преподавал восьмидесятилетний Жан-Антуан Инжальбер. Но больше всего привлекало Антуна творчество Бурделя.


Монумент Освободителям, в Нише, 1937

Попутно: http://www.croatianhistory.net/etf/art.html - интересная страничка



Картинки:
1. «Мир» (установлена на фронтоне здания ООН в Нью-Йорке) 
2. Памятник павшим в сражении за Батину
3.Печаль, памятник у семейного склепа Вайда , Мирогой в Загребе, 1930 
4. Монумент Советской Армии в Батиной Скеле (фрагмент)
 
Изменено: Елена Харьковская - 03.05.2016 16:14:20
 
5 мая
 5 мая 1581 года в городе Остроге вышел календарь Ивана Фёдорова
К каждому месяцу были напечатаны стихи белорусского поэта Андрея Рымши.
 «Которого ўся месяца што за старых веков дело короткое описание»- это  стихотворный рассказ о названиях месяцев, и написан он был на старобелорусском языке.
*
Нелегко жилось Фёдорову во Львове, и он был рад, когда князь Константин Острожский - хлебосол и гостелюбец - решил в родовом замке завести печатню.
Быстро собрал Иван типографские пожитки и перебрался в Острог. Здесь и продолжил неутомимый Друкарь своё печатное дело.
О богатствах замка ходили легенды. Но дороже бочек с золотыми и серебряными слитками, оружия и конской сбруи, усыпанной жемчугами, была здешняя библиотека, в которой были собраны книги со всей Европы. Встречались здесь и славянские первопечатные книги, изданные в Венеции, Праге, Кракове... С жадностью склонялся над ними Иван Москвитин, охотно приобщаясь, как в молодости, в Москве, к словесной мудрости. Зрели в душе мечты о новых изданиях.

 
Многое удалось сделать Ивану Фёдорову в Остроге.

Среди других изданий был и Первый русский печатный календарь из скромных листочков, на которых были напечатаны стихи-вирши, посвящённые каждому месяцу.
Месяцы были обозначены в календаре на трёх языках, помечены были и даты, которые представлялись наиболее важными.
Стихи для календаря, хронологии, Ивана Фёдорова написал молодой тогда белорусский поэт Андрей Рымша, очевидно, учившийся в Остроге.
Случилось это рождение календаря почти четыреста лет назад, 5 мая 1581 года. От этого дня и ведут начало наши печатные календари.
Когда ты, читатель, срываешь вечером листок с численника-календаря, то помни о том, что его далёкого-далёкого предка отпечатал Иван Друкарь в Остроге.

Подпись Ивана Фёдорова в  письме к курфюрсту Саксонскому.


*Андрей Рымша, Хронология 1581* - Здесь есть текст календаря и биография А. Рымши


Андрій Римша



Московский клуб коллекционеров карманных календарей



Картинки:
Странички календаря
 
Цитата
Елена Харьковская пишет:
календарь
Слово «календарь» происходит от латинского «календариум», что означает долговая книга. В древнем Риме должники заносились в эту книгу и расплачивались в первые дни месяца, то есть в «календы». Существует другая версия, дополняющая первую, обнаруженная в «Месяцеслове на 1769 год». В нем сказано, что первый день каждого месяца римляне называли «календае», от старого слова «каlо», - зову или объявляю, так «у римлян жрецы ежемесячно возвещали народу о вступлении новомесячия».-Здесь с картинками:
 
5 мая
5 мая 1764 года специальным указом Екатерины II в Санкт-Петербурге создано "Воспитательное общество благородных девиц", которое позже стало называться "Смольный институт благородных девиц". Цель этого учебного заведения, как говорилось в указе, "..дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества". 
  Вопросами женского воспитания и образования Екатерина занялась сразу же после вступления на российский престол. Она дала распоряжение российским дипломатам в европейских странах информировать ее обо всех лучших воспитательных женских учреждениях. Однако русскую императрицу полностью не устроил ни один образец. Благодаря помощи и идеям И. И. Бецкого появился проект совершенно нового учебного заведения, подобного которому еще не было нигде.

Иван Иванович Бецкой 

Смольный институт стал закрытым учебным заведением для девушек из дворянских семей. Зачислялись туда девочки шести лет, выпускались восемнадцатилетние девушки. Закрытость учебного заведения была главным условием и главной идеей Бецкого, который вел речь о воспитании "новой породы" людей. В его представлении все выглядело действительно идеально: юные девушки полностью изолированы от влияния среды, семьи, улицы, за двенадцать лет обучения и воспитания они становятся взрослыми женщинами, свободными от пороков. Став матерями, выпускницы Смольного института воспитывают детей такими же, дети же передают все накопленное от матерей следующему поколению, и постепенно все члены общества станут добропорядочными людьми. 

Условия пребывания в институте были строго регламентированы. Его закрытость контролировалась в первую очередь: родители могли посещать девочек только в определенные дни и только с разрешения руководства. В 1764 году в "Воспитательное общество" впервые приняли 60 девочек 5-6 лет. Обучение и воспитание шло "по возрастам" (по возрастным группам): вначале, когда обучение длилось 12 лет, было четыре возраста, потом, когда срок обучения уменьшился до 9 лет, стало три возраста. Девочки каждой возрастной группы носили платья определенного цвета: самые младшие (5-7 лет) - кофейного цвета, поэтому их часто называли "кофейницами", 8 - 10 лет - голубые или синие, 11 - 13 лет - серые, старшие девочки ходили в белых платьях. Довольно строгим был и распорядок дня: подъем в 6 часов утра, потом уроки, потом немного времени для гуляния под присмотром приставленной для этого дамы. Девочек учили чтению, правописанию, языкам, основам математики, физики, химии. Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению.


Смольный институт занимал поначалу помещения, которые при Елизавете Петровне строились для Воскресенского (Смольного) монастыря архитектором Растрелли, для этого над жилыми корпусами монастыря надстроили третий этаж. Однако для воспитательного учреждения эти помещения все равно оставались неудобными. В начале 19 века было принято решение построить для Смольного института новое специальное здание. Его проект разработал архитектор Д. Кваренги. Прекрасный мастер классической архитектуры, Кваренги, тем не менее, преклонялся перед великолепным созданием Растрелли - Смольным монастырем, поэтому решил вести новое строительство чуть в стороне, южнее монастырского комплекса. Кваренги создал строгое и значительное здание, которое как бы оттеняет живописность творения Растрелли.
Смольный институт имел удобную планировку: на первом этаже по сторонам коридора располагались учебные помещения, а на втором этаже - жилые комнаты. Настоящим украшением здания стал большой парадный зал с оригинальными люстрами. Кваренги не только придавал значение каждой детали отделки здания, но и продумал планировку пространства вокруг него: со стороны главного подъезда устроили большую площадь, а с противоположной стороны заложили регулярный сад. 
Смольный институт благородных девиц стал одним из самых долговечных начинаний Екатерины II: он просуществовал до 1917 года. 


Оценки ставились по двенадцатибалльной шкале, по результатам успеваемости составлялись рейтинги и выдавали промежуточные знаки отличия - где-то банты-кокарды, цвета которых обозначали успешность носительницы, где-то - шнурки с кисточками, которые повязывали на волосы. 

По результатам обучения выдавались награды и шифры. Шифр - это металлический вензель царствующей императрицы, он носился на левом плече на банте из белой в цветную полоску ленты. Цвет полос зависел от учебного заведения. В случае, если институтка, имевшая шифр, жаловалась во фрейлины, которым шифр был присвоен как знак придворного звания, то бант был двойным, из институтской ленты и голубой фрейлинской. (Такое часто случалось на Николаевской половине Смольного, в других институтах - почти никогда). Еще вручались золотые и серебряные медали разной величины (или порядка).- Шифр для лучших выпускниц Смольного института.
Были среди бывших институток и по-настоящему выдающиеся личности, такие как:
  • первая русская женщина-дипломат и тайный агент Дарья (Доротея) Ливен;
    • первая воздухоплавательница (рискнувшая подняться в воздух на воздушном шаре) Прасковья Гагарина;
    • одна из первых женщин-офицеров русской армии София де Боде;
    • политический деятель белого движения, террористка и разведчица Мария захарченко-Шульц;
    • революционер Мария Добролюбова;
    • доктор химии Вера Попова.


Иван Иванович Бецкой — автор одной из самых известных реформ российского образования.

Смолянки.Смольный институт благородных девиц-Фотоальбом


 
5 мая
 5 мая 1821 года смерть Наполеона I на острове Святой Елены 




За свою бурную жизнь Наполеон многократно подвергал себя смертельной опасности. Во время итальянской кампании 1796 года в битве на Аркольском мосту Наполеон бросился со знаменем вперед, несмотря на град пуль, и остался жив, благодаря тому, что его прикрыл своим телом Мюирон.

В декабре 1796-январе 1797 годов Наполеон был тяжело болен лихорадкой; он весь пожелтел, похудел, высох; его противники считали, что жить ему осталось не больше двух недель. Но будущий император Франции выжил.

Во время египетского похода он посетил чумной госпиталь в Яффе и не заразился. 

Во время переворота 18-19 брюмера, когда Наполеон явился в зал заседаний Совета пятисот, толпа депутатов устроила ему обструкцию, Крича: "Долой диктатора!", "Вне закона его!" и т.д. Мало того, некоторые депутаты бросились на него с пистолетами и кинжалами. Один депутат толкнул его, другой ударил кинжалом, но удар успел отвести гренадер. Наполеона защитил генерал Лефевр. С возгласом "Спасем нашего генерала!" он и гренадеры сумели растолкать депутатов и вытащить Бонапарта из зала.

Был в жизни императора и такой эпизод: во время боевых действий на позиции французских войск, неподалеку от места, где находился Наполеон, упала бомба с зажженным фитилем. Солдаты в ужасе бросились в стороны. Наполеон, желая устыдить их, подскакал на лошади к бомбе и встал прямо перед ней. Раздался взрыв. Брюхо лошади разворотило, Наполеон в который раз остался невредим. Ну, а заранее подготовленных покушений на жизнь Наполеона было наверное, десятки. В одном случае (24 декабря 1800 года) по дороге его следования в театр поставили карету, набитую порохом, гранатами и бомбами.

Время было рассчитано с точностью до нескольких секунд. Бонапарт спасся лишь потому, что его кучер в этот день сильнее обычного гнал лошадей, и взрыв раздался, когда карета уже миновала заминированное место. В другой раз адская машина, уготовленная Наполеону, взорвалась в руках у ее изготовителя, парижского рабочего Шевалье. В Вене во время военного смотра, задержали студента Фридриха Штабса, который намеревался заколоть императора кинжалом.

Неудачной была и попытка самоубийства. 6 апреля 1814 года после поражения под Ватерлоо Наполеон подписал акт о полном и безоговорочном отречении от власти, а 12 апреля принял цианистый калий, который уже два года носил с собой. Однако яд потерял в значительной степени свои свойства, и Наполеон, промучившись ночь, к утру пришел в себя.

Смерть настигла экс-императора 5 мая 1821 года на острове Святой Елены, куда он был сослан англичанами.
  


Наполеон Бонапарт - 295 фото



Остров Святой Елены или Напалеона


 Картинки:


4. Д
ом Лонгвуд - место смерти Наполеона
Читают тему (гостей: 15)