Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
1 мая
1 мая 1794 года родился Фёдор Алексеевич Семёнов
   ...   

«Приказчики и работники смеялись надо мною до упаду и везде разглашали,
 что я совершеннейший дурак»

[LEFT]
 (1794—1860) 
—ученый-самоучка, метеоролог, астроном, механик, первый потомственный почетный гражданин города Курска, член-корреспондент Русского географического общества.
Федор Алексеевич Семенов родился на ул. Лазаретной в семье торговца скотом. С малых лет Федор стал интересоваться необычными явлениями природы, но родители не поощряли стремления сына к познанию окружающего мира и стали приучать его к торговле. В 12 лет Федор под присмотром приказчика своего отца стал ездить весной и летом на Украину для покупки скота, а зимой - на Дон и в Таганрог за рыбой.

В поисках ответов на свои вопросы молодой Семенов почерпнул новые знания о небесных светилах в случайно попавшемся в руки "Месяцеслове на 1802 год", где обнаружил, что, кроме солнечных, бывают и лунные затмения, и, оказывается их можно предсказать наперед. Находясь в Киеве по делам отца, Федор впервые в жизни наблюдал лунное затмение, которое привело его в неописуемый восторг и к решению посвятить себя изучению небесных светил, для чего он проштудировал самостоятельно ряд научных книг. Трудно перечислить все занятия, которыми увлекался Ф.А. Семенов. После смерти отца, став самостоятельным хозяином, он устраивает в своем доме химическую лабораторию, где изготовляет порох, ртуть для барометров и термометров, вытачивает и шлифует оптические стекла для зрительной трубы, проводит электрические и магнитные опыты, а также опыты с фосфором и различными газами.
В 1813 г. Семенов достал Реомюров термометр и начал первым в Курске производить метеорологические наблюдения. Они нужны были ему для практических целей: он был отличным хозяином и на купленном после смерти отца земельном участке под Курском старался вести земледелие и садоводство на научной основе.

Он развел фруктовый сад, делал прививки яблоневых и грушевых деревьев, держал пасеку. Позднее Российское экономическое научное общество избрало Семенова в число своих членов-корреспондентов и за успехи в садоводстве наградило его медалью.
Большое влияние на Семенова оказал наш земляк, писатель Н.А.Полевой.

1829 г. стал этапным в жизни курского самоучки. Стремление к познанию естественных наук привело его в Москву, где он познакомился с ректором Московского университета, профессором астрономии Д.М. Перевощиковым. Тот пригласил его на свои лекции по астрономии и передал ему солнечные и лунные таблицы. За эту небольшую услугу Семенов обещал прислать в Москву свои наблюдения над климатом в Курске и сдержал свое слово.

После поездки в Москву, расширившей его кругозор, он всецело посвящает себя астрономическим наблюдениям и оставляет занятия другими науками.

В жизни Федора Алексеевича было много памятных моментов. Так, при проезде в 1837 г. через Курск наследника престола, впоследствии императора Александра II. с великой княжной Еленой Павловной, Семенов был представлен им. Елена Павловна обратила внимание на семейные обстоятельства ученого и обещала взять на воспитание двух его сыновей на свои средства, что и было ею исполнено через два года, когда Семенов отвез сыновей в Петербург. Здесь он посетил Академию наук, куда передал таблицы своих наблюдений за погодой.

Результаты его метеорологических наблюдений регулярно помещались в еженедельной газете "Курские губернские ведомости" (1840-1860) и в "Сводах результатов метеорологических наблюдений" Главной Физической обсерватории в Петербурге. Следует отметить, что наблюдения за погодой Ф.А.Семенов производил каждый день до конца своей жизни.

В 1840 г. Ф.А.Семенов первым из российских астрономов заявил о предстоящем 26 июня 1842 г. полном солнечном затмении, видимом в Курске. Его предсказание подтвердилось, чему был свидетелем профессор Д М. Перевощиков, приезжавший в Курск наблюдать это природное явление с Семеновым.

Императорское Русское Географическое общество и Главная физическая обсерватория, отмечая успехи Семенова в астрономии и метеорологии, избрали его своим членом-корреспондентом.

В знак внимания к особым ученым трудам курского самоучки и его обширным познаниям по части астрономии в день его 56-летия император пожаловал Ф.А.Семенову звание потомственного почетного гражданина. Спустя три года просвещенные жители Курской губернии предложили преподнести ему необходимые инструменты, тем самым выразить уважение к полезным трудам даровитого земляка. Знаменитые астрономы Струве, отец и сын, приняли участие в выборе и проверке телескопа работы Заблера, карманного золотого хронометра работы Пиля и универсального инструмента работы искусного мюнхенского мастера Эртеля. В торжественной обстановке они выли вручены Федору Алексеевичу в доме курского вице-губернатора.
В 1856 г. Семенов опубликовал свой основной научный труд: "Таблицы показания времени лунных и солнечных затмений с 1840 по 2001 год, на московском меридиане, по старому стилю, вычисленные Федором Семеновым", где содержатся данные обо всех лунных и солнечных затмениях на 160 лет вперед.

Через два года Императорское Русское Географическое общество за эту работу удостоило автора золотой медали.
Смелый ученый-самоучка глубоко веривший в безграничную силу научно-технического прогресса, высказал и невероятную для его современников мысль о возможности создания искусственным путем земных спутников, подобных Луне.

За свою многолетнюю научную деятельность Ф.А. Семенов написал около 60 статей и монографий. 
[/LEFT]

В истории запечатлен интересный случай о научном споре между Семёновым и его знаменитым современником Араго (французский астроном, физик и политический деятель; член Парижской Академии наук и директор Парижской обсерватории), который на заседании Парижской Академии наук заявил, что полное затмение Солнца 1842 года было последним затмением в Европе для XIX века. Поэтому, утверждал он, чтобы видеть полное затмение в I851 году, надо будет ехать в Северную Африку или Сибирь, в 1861 году в Сахару, а в 1870 году в Алжир. Вычисления Араго оказались совершенно противоположны вычислениям курского учёного. Он считал предосудительным для пользы науки хранить молчание в столь важном случае, высказавшись с опровержением расчётов Араго. Он привёл вычисления четырех полных затмений вплоть до 1900 года. Для каждого затмения Семёнов указал подробный список мест, где они будут наблюдаться. Через десять лет (1851) небо дало ответ в пользу Семёнова. В научном споре Семёнов Араго победил русский ученый-самоучка.


«В этом доме родился, жил и работал астроном-самоучка Семёнов Фёдор Алексеевич (1791 - 1860 гг.)»






«С давнего малолетства моего имел страстное удовольствие находить в созерцании небес, и вообще всех естественных явлений, как-то молния, гром, снег, дождь, другие. Метеоры поражали мои чувства, но, не имев ни малейших способов к этому развитию и понятию, прибегал к людям, окружавшим меня, что такое есть Солнце, Месяц, Звёзды и прочее. Но эти человеки, хоть и умные, мне отвечали: «Это непостижимо, а известно только одному Богу», а некоторые насмехались надо мной и говорили: «Фёдор! Ты всё ребячишься. На что тебе это нужно знать и какая тебе от этого польза? Как ты будешь жить на свете? Ведь ты пропащий человек...»











Невтоны Курской земли
 
2 мая
Ранее здесь:   (ссылка работает, если Вы вошли как  Пользователь  


2 мая  1703 года в Москве была основана первая в России гимназия


2 мая 1857 года Ф. Дю Тамплю выдан патент на проект самолета с паровым двигателем, тянущим винтом и трехколесным шасси


2 мая 1930 года состоялась закладка Горьковского автомобильного завода,  

 который был пущен в строй в первый день 1932 года


2 мая 1964 года китайскими альпинистами покорена Шишабангма  ( Шиша-Пангма) , 
последний к тому времени непокорённый восьмитысячник 


2 мая 1859 года родился Джером Клапка Джером  



2 мая 1889 года родился Архиепископ Алексий (в миру Александр Петрович Дехтерёв;  

русский педагог, писатель, епископ Русской Православной церкви


2 мая 1902 года родился Алан Маршалл 

известный австралийский писатель и публицист


и 
здесь:


2 мая - Международный день детской книги


 
2 мая
2 мая 1884 года родился Николай Петрович Крымов 
[RIGHT]"Натуралисты не видят тона, не занимаются тональными задачами."
[/RIGHT]
(1884-1958 )
-советский живописец. Пейзажист и театральный художник. 
Его любимым жанром были пейзажи. Поля, леса, сельские домики, утопающие в снегах или лучах света — Крымов писал родную природу и не изменял избранному пути несмотря на бурные события, происходившие в стране. Он пережил три войны, знал нищету, но в своих работах никогда не касался политики или злободневных тем, так же как никогда не стремился творчеством угодить кому-либо.
Художник Н.П. Крымов родился 2 мая (20 апреля по старому стилю) 1884 года. Он не принадлежал к числу тех творцов, родители которых были категорически против следования ребенка по пути искусства. Отец Николая, Петр Алексеевич, был портретистом, работал в манере «передвижников», преподавал рисование в московских гимназиях. Талант мальчика он и его супруга Мария Егоровна заметили рано. Глава большого семейства: у Николая было одиннадцать братьев и сестер — с малых лет прививал детям любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира. Он стал первым учителем Николай Крымова. 
В 1904 году мальчик поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. В 1907 перевелся на живописное. Среди его преподавателей были известные деятели искусства: В. Серов, внесший немало преобразований в учебный процесс, Л.О. Пастернак, отец Бориса Пастернака, иллюстратор произведений Льва Толстого, Н. Касаткин, художник-передвижник младшего поколения. Однако, как пишет сам Крымов, художник, который стал его главным учителем, умер еще до того, как Николай стал студентом. Это был Исаак Левитан. Его работы оказали заметное влияние на творчество Крымова.
В первые годы учебы Крымов был так беден, что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые счищали со своих палитр и холстов более состоятельные ученики. Это приучило Крымова к бережному обращению с красками и работе на полотнах небольших форматов.
Талант молодого художника развивался быстро. Уже одна из первых его самостоятельных вещей - "Крыши под снегом" (1906)-была приобретена В. А. Серовым для Третьяковской галереи. 
 
3 мая
Ранее здесь:   (ссылка работает, если Вы вошли как  Пользователь   


3 мая 1469 года родился Никколо Макиавелли  
 итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель 

3 мая 1870 года родился Александр Николаевич Бенуа  
 русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства»

3 мая - Международный день Солнца

 
3 мая
3 мая 1887 года родился Николай Каллиникович Гудзий 
   ...   

 (1887–1965)
-один из крупнейших советских филологов-литературоведов,
 автор первого учебника по истории древнерусской литературы (М., 1938 ) и составитель хрестоматии по литературе XI—XVII вв. (М., 1935).



  
Основные исследования посвящены древнерусской литературе, творчеству Л. Н. Толстого, русской и украинской литературам 18 ? начала 20 вв., вопросам текстологии, истории филологической науки. Г. ? один из редакторов юбилейного Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого. 
 

Имя выдающегося советского ученого Николая Каллиниковича Гудзия стало широко известно с 1938 г., когда вышел его учебник по истории древней русской литературы для высших учебных заведений. Произведя на всех огромное впечатление, эта книга сыграла большую роль в ознакомлении нашего общества с великими ценностями в области древнерусской культуры и литературы. Труд этот широко известен и за рубежом.

Родился Гудзий на Украине, в г. Могилеве-Подольском, в семье небогатого чиновника из крестьян. Рано проникся идеями политического свободолюбия, за что и пришлось ему покинуть Киевское реальное училище. Закончил он его экстерном в Одесской гимназии и поступил в Киевский университет. Будучи студентом, он много внимания уделяет разысканиям в области древнеукраинской и древнерусской литературы. Здесь он написал интересную работу о Максиме Греке «Прение живота и смерти» в старинной украинской литературе», которая и стала его первой печатной работой.

Этот ученый обладал тонким художественным вкусом, умением подойти к литературе как искусству. Это ясно проявилось в значительном числе его работ. К ним относятся: «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Рускыя земли», «Моление Даниила Заточника», о протопопе Аввакуме, о повести Иосифа Флавия, о Серапионе Владимирском, о зарождении и становлении московской литературы и др.

Оригинально ставя ту или иную проблему, ученый глубоко проникал в идейную сущность древнерусского памятника, который очень умело прочитывал. В этом отношении показательны также его труды: «Литература Киевской Руси в истории братских литератур», «Русско-украинские литературные связи», «Культурные связи украинского и русского народов до XVIII в.».

С 1922 г. Гудзий живет в Москве и становится профессором Московского университета им. М. В. Ломоносова, где работает до конца своей жизни.
В 1945 г. Николая Каллиниковича Гудзия избирают действительным членом Академии наук Украинской ССР, и он еще активнее стал вести исследования по истории украинской литературы, не только древней, но и новой. Он активно участвует в создании общего очерка истории древнеукраинской литературы, в котором помещает несколько своих глав. Пишет интересную работу об украинских интермедиях XVII–XVIII столетий при издании соответствующих текстов. В поле его научного зрения находится также проблема формирования украинской литературы и её связи с русской национальной литературой («Энеида» И. П. Котляревского и русская травестированная проза XVIII в.», «Иван Франко и русские писатели» и др.).

Перу Гудзия принадлежит ряд ценнных работ об А. С. Пушкине, А. Н. Островском, Н. С. Лескове, Ф. И. Тютчеве и других писателях и поэтах XIX в. Особое внимание уделяет он жизни и творчеству Л. Н. Толстого, труды о котором занимают очень видное и почетное место в мировой и советской науке.

Николай Каллиникович Гудзий был талантливым педагогом, прекрасным лектором и оратором.






...Все четыре стены большого кабинета занимали полки с книгами. Ими была заполнена и маленькая комнатушка, в которую мог войти только один человек со стремянкой. Библиотека была рабочим инструментом для ученого, и лишь пара полок с любимой поэзией — для души.

Частый гость московских книжных магазинов, Николай Каллиникович никогда не возвращался домой без покупки. Чаще всего он посещал наш магазин — «Пушкинскую лавку», где его всегда встречали с радушием и где у него, по его словам, самые большие друзья.

Обильно пополняя библиотеку, Гудзий вынужден был проводить систематическую чистку, освобождая библиотеку от уже использованных и ненужных книг.

Процесс отбора проходил примерно так. 
Николай Каллиникович взбирался по стремянке к верхним полкам, я стоял внизу, и он передавал мне по одной книжечке. Причем каждую книжку, взятую в руки, он внимательно рассматривал, определяя ее необходимость, и вслух комментировал ценность содержания. Иногда, что-то вспомнив, требовал книгу обратно, ставил ее на прежнее место, приговаривая: «Еще пригодится». Книги он отдавал с большим сожалением, расставался с ними болезненно. Однако место для новых поступлений необходимо было высвобождать.




  - Н. ГУДЗИЙ    ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (ссылка на стр.)






Ильина Наталья - Дороги и судьбы.
(ссылка на стр.: Чуковский и Гудзий)
К семидесятилетию Николая Каллиниковича Гудзия
Изменено: Елена Харьковская - 01.05.2018 11:29:12
 
4 мая
Ранее здесь:      (ссылка работает, если Вы вошли как  Пользователь    

4 мая 1715 год в Париже произведён первый складной зонтик

4 мая 1961 года в СССР принят указ об усилении борьбы с тунеядством 

4 мая 1655 года родился Бартоломео Кристофори (Кристофали) ди Франческо  
итальянский мастер-изготовитель клавесинов, которого принято считать изобретателем фортепиано

4 мая 1772 года родился Фридрих Арнольд Брокгауз 
немецкий издатель, основатель издательской фирмы «Брокгауз» и издатель «Энциклопедии Брокгауз»

4 мая 1952 года родилась Алиса Плезенс Лидделл  
прототип персонажа Алисы из книги «Алиса в Стране чудес»

4 мая 1900 года родился Антун Августинчич  
выдающийся хорватский скульптор

 
4 мая 

4 мая 1733 года родился Жан-Шарль шевалье де Борда
   ...   

 (фр. Jean-Charles, chevalier de Borda, 4 мая 1733 год, Дакс, Франция — 19 февраля 1799 год, Париж)


 — французский математик, физик, геодезист, инженер, политолог и морской офицер. Автор доказательства теоремы в гидравлике об ударе струи жидкости или газа, носящей его имя — Теорема Борда.




Его родителями были Жан-Антуан де Борда и Мария-Тереза де ла Круа. Они оба были из старинных благородных семейств с сильными военными традициями. У Жан-Антуана и Марии-Терезии было шестнадцать детей, восемь мальчиков и восемь девочек. Большинство братьев Жана-Шарля де Борда продолжили военную карьеру.

Большое влияние на юного Шарля оказал его кузен — Жак-Франсуа де Борда, который был сведущ в математике и знал ведущих математиков своего времени. Он учил молодого Шарля, который с самого раннего возраста обнаруживал большую склонность и способности к занятиям математикой и изучениям наук.

В возрасте семи лет Жан-Шарль де Борда начал обучаться в Колледже Варнавитов в Даксе. В Колледже он изучил греческий язык, латынь, начала математики. Когда Шарль достиг возраста одиннадцати лет, отец послал его в Иезуитский колледж в Ла Флэше, который обучал мальчиков военной карьере, законам и государственной службе.

В 1748, в пятнадцать лет, Борда закончил колледж. Он возвратился в дом своего родителя, чтобы попытаться убедить отца позволить ему продолжить карьеру в военном техническом корпусе. Несмотря на сильные военные традиции семьи, отец Шарля хотел, чтобы сын стал судьей, но все же он позволил ему начать карьеру математика в армии. Состоя сначала военным инженером, а затем, перейдя в кавалерию, Шарль занимался математикой и представил несколько записок по математике в Академию наук. В 1756 он предпринял исследование в области баллистики и написал «Доклад о движении снарядов» (Mmoire sur le mouvement des projectiles). На основании этой работы он был избран ассоциированным членом Французской академии наук. Позже его избрали полноправным членом Академии.
Во время Семилетней войны (1756—1763), в 1757 г., Борда участвовал в военных действиях в качестве адъютанта маршала де Мальбуа. Но Шарль хотел применить свои знания к морскому делу и 4 сентября 1758 он стал обучаться в Королевской инженерной школе (cole royale du gnie de Mzires) в Мезьере, которую закончил досрочно, за год. В 1767 г. он поступил на морскую службу и продолжил карьеру в качестве военного инженера на флоте.




Научные исследования
Жана-Шарля де Борда занимал вопрос о сопротивлении движущихся тел в жидкости. Его изыскания, напечатанные в «Мемуарах» Парижской академии в 1763, 1767 и 1770 годов, привели к заключению, что сопротивление жидкостей почти пропорционально квадратам скоростей. При описании вклада де Борда в механику жидкости следует также отметить вклад, который он сделал для изучения водяных колес и насосов.

Жан-Шарль де Борда в 1767 году был избран в Академию наук Бордо (Acadmie de Bordeaux), а через два года в Королевскую Академию флота (Acadmie de marine).

В 1770 году Борда изобрел систему голосования, известную как правило Борда, и эта система до сих пор остается одной из самых популярных среди избирательных систем всего мира. Согласно этому методу результаты голосования выражаются в виде числа баллов, набранных каждым из кандидатов. Однако, в 1785 году Николя де Карита, маркиз де Кондорсе предложил свой метод проведения выборов, в ситуации, где имеется больше чем два кандидата. Его метод, названный «Принцип Кондорсе», гласит, что для определения истинной воли большинства необходимо, чтобы каждый голосующий проранжировал всех кандидатов в порядке их предпочтения. После этого для выбранной пары кандидатов определяется, сколько голосующих предпочитает одного кандидата другому. Борда согласился, что предложение Кондорсе было справедливо, но практически не осуществимо, поскольку ни один победитель не мог бы выиграть у всех. Эти две системы голосования были лучшими, но обе имели свои достоинства и недостатки.

В 1771 г. Борда отправился в плавание на фрегате «Флора» (La Flore). Корабль отправился в область Карибского бассейна с целью испытания новых моделей часов и морских хронометров, употребляемых для определения широты и долготы.
Ученые в смутные времена
 
5 мая
Ранее здесь  и на след.:      (ссылка работает, если Вы вошли как  Пользователь  

5 мая 1581 года в городе Остроге вышел календарь Ивана Фёдорова

5 мая 1764 года специальным указом Екатерины II в Санкт-Петербурге создано "Воспитательное общество благородных девиц", которое позже стало называться "Смольный институт благородных девиц". Цель этого учебного заведения, как говорилось в указе, "..дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества"

 5 мая 1821 года смерть Наполеона I на острове Святой Елены 


5 мая 1926 года в «Комсомольской правде» напечатано первое в этой газете стихотворение В. МАЯКОВСКОГО «Четырехэтажная халтура»


5 мая 1818 года родился Карл Маркс  


5 мая 1915 года родился Евгений Аронович Долматовский 

советский поэт


 
5 мая

5 мая 1822 года родился Николай Иванович Ильминский
   ...    
«Найди среди его учеников хоть одного, 
у которого при воспоминании о нем не блестели бы глаза, не накатывались бы радостные слезы. 
Что их так связывает?
 Его горячая, беззаветная любовь к ним, к их языку, к их младенческим верованиям.
 А сколько самоотверженных, энергичных работников на ниве Божией — священников, учителей вышло из школы Н. И. Ильминского!»
[RIGHT]Из воспоминаний одного из современников Н. И. Ильминского
[/RIGHT]




 (1822-1891)
-Деятель науки и сферы образования, ученый- востоковед, педагог-миссионер, просветитель народов Поволжья. 

Создатель миссионерской системы христианского образования, в основе которой лежит стремление улучшить «дело умственного, религиозного и нравственного воспитания» нерусских народов Поволжья путем использования родного языка, местного быта и обычаев. В 1872 году основал Казанскую инородческую учительскую семинарию, директором которой был до 1891 года. В последствии в ней учились многие видные деятели марийской культуры, в т.ч. С.ЧАВАЙН, В.МУХИН, А.ЭШКИНИН.

Родился Николай в семье священника - протоиерея. В двадцать лет поступил в Казанскую Духовную Академию где отличился большими способностями к изучению языков. По окончании учебы на физико-математическом отделении в 1846 году был оставлен в академии «бакалавром естественных наук и турецко-татарского языка», преподавал естественно-научные предметы, историю философии, древнееврейский язык, совершенствуясь в татарском. Командированный в 1850 году, в Санкт-Петербург для проверки татарского перевода богослужебных книг и Нового Завета, ИЛЬМИНСКИЙ принял участие в работе соответствующей комиссии.

Затем, в 1851-1853 годах его академическая и миссионерская деятельность была прервана научной командировкой на Ближний Восток: он отправился в Дамаск, Константинополь и Каир, где изучал мусульманское богословие, языки арабский, турецкий и персидский.

Во вновь открытом при Казанской Духовной Академии противомусульманском отделении ему было поручено в 1854 году преподавание арабского и турецкого языков, а также других наук. В 1858 году, обвиненный в пропаганде мусульманства, ИЛЬМИНСКИЙ оставил академию. Затем он до 1861 года служил при Оренбургской пограничной комиссии, откуда был перемещен в Казанский Императорский университет профессором турецко-татарского языка; восточные языки читал и в Казанской Духовной Академии в 1863-1870 годах. В 1870 году он стал членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии наук. Пять лет, с 1867 по 1872 год, ИЛЬМИНСКИЙ редактировал «Известия» и «Записки» Казанского университета. В 1872 году Николай Иванович был назначен директором Казанской инородческой учительской семинарии и с этих пор посвятил себя всецело просвещению инородцев Российской Империи.

Уже в первые годы научной деятельности он активно участвовал в происходившем тогда обсуждении проблем миссионерства, работал над переводами Священного Писания на татарский язык. По поручением архиепископа Казанского ГРИГОРИЯ (ПОСТНИКОВА) он много ездил по селениям Казанской губернии и выносил из таких поездок, как новое для своих филологических познаний, так и ценные сведения о религиозной ситуации на местах. В этих путешествиях он на деле столкнулся с тем бедственным положением, в котором находилось миссионерство среди народов Казанского края. Многие из коренных жителей Среднего Поволжья: мари, чуваши, удмурты и часть татар, уже давно считались православными, но были чужды даже внешней стороны христианства, и в середине XIX века многие новокрещены стали целыми деревнями возвращаться к прежней вере – язычеству и исламу. Не способствовало утверждению этих народов в Православии и совершенное невнимание к их школьному просвещению.

ИЛЬМИНСКИЙ взялся изменить дело. Его общительный характер, знание языка и способность притягивать людей, располагала к нему самых недоверчивых. Из этого живого общения, в те годы родились идеи, сыгравшие важнейшую роль в христианской жизни Поволжских народов. А созданная им в 1863 году Казанская крешено-татарская школа стала образцом, по которому стали создаваться подобные школы в других местах Казанской губернии и за ее пределами. 

Он был одним из основателей миссионерского Братства святителя Гурия, открывшегося в Казани в 1867 году и возглавил его Переводческую комиссию. Делал переводы уже не только на татарский, но и на марийский, чувашский и другие языки, которые осваивал с удивительной быстротой. ИЛЬМИНСКИЙ оказал помощь С.НУРМИНСКОМУ в подготовке и издании «Букваря для начального обучения черемисских детей русской грамоте»; содействовал публикации материалов о жизни марийцев. 

Вся деятельность ИЛЬМИНСКОГО была направлена на «прочное сближение инородцев с коренным населением путем просвещения», под которым в первую очередь понималось Православное Христианство. Проповедуя Евангелие всем языкам, он стремился приобщить нерусские народы к русской, — а через нее и к общечеловеческой, — культуре и одновременно сделать доступными для русских культурные ценности других народов России. Родной язык он считал основанием и первостепенным орудием школьного образования, а главную роль отводил начальной школе. Совокупность миссионерской и просветительской деятельности Николая Ивановича стала именоваться «системой ИЛЬМИНСКОГО» и приобрела признание как Русской Православной Церкви так и Российского государства, будучи узаконенной в Правилах от 26 марта 1870 года «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев» Поволжья, Средней Азии и Сибири. После чего начался активный процесс открытия в Казанской губернии национальных, в том числе марийских. Последовательные сторонники «системы ИЛЬМИНСКОГО» - Н.НИКОЛЬСКИЙ, В.ВАСИЛЬЕВ. 

Согласно «системе ИЛЬМИНСКОГО», преподавание в народной школе (одноклассной четырехлетней) велось на 1-м отделении (2 года) исключительно на родном языке, а русский язык изучался как учебный предмет. На 2-м отделении русский становился языком преподавания. Лучшие учителя нерусских народных школ, по ИЛЬМИНСКОМУ, — люди одной национальности с учениками. От русских учителей он требовал знания родного языка учащихся, использования его в учебно-воспитательной работе. Учебники, по его мнению, должны печататься на родном для учащихся языке с использованием русской графики. Он стремился приспособить организационную структуру русских школ, формы и методы их учебной работы к национальным особенностям населения. В 1872 году Николай Иванович стал инициатором открытия иногородческой семинарии, готовившей учителей для марийских, татарских, мордовских, чувашских, удмуртских школ. Он оставался ее директором до своей кончины. При его участии открылись в 1872 году Уфимско-Оренбургская татаро-башкирская, в 1882 году Бирская марийско-чувашская, в 1883 году Орско-Оренбургская казахская учительские школы.





В качестве основополагающей ступени в любой школе он признавал патриотическое воспитание и привитие учащимся чувства любви к родине.

По мнению Ильминского, первоначальной задачей школы должно являться утверждение религиозных и нравственных понятий, и лишь потом должен следовать процесс передачи знаний учащимся. Он выступал за проведение православных богослужений на иностранных языках, являющихся в то же время родными для представителей отдельных этносов. Так, Н. И. Ильминский в одной из своих писал: «Единственным и верным проводником идей в самую глубину сознания, в особенности на первых порах, служит родной язык. Русский язык для инородцев, сколько вы его не учите и какие продолжительные курсы не назначайте для этого, всегда останется для него чем-то внешним».

Для того, чтобы просвещать «инородцев», необходимо было изначально укрепить их в вере. С этой целью Николай Ильминский подыскивал священников, которые имели склонность к образовательной деятельности. Это была задача совсем не из легких, ведь многие из священников в то время отошли от истинной православной веры и вернулись обратно в язычество. Просветителей нужно было найти среди тех, кому была присуща истинная вера в Бога и религиозная смиренность. Инородческое население Н. И. Ильменский называл «залежью, доброй почвой, над которой стоит потрудиться в верной надежде на обильный плод».

Просветитель Николай Ильминский выступил с предложением о начале переводческой и издательской деятельности на родных языках представителей различных этносов. Так, впервые, в городе Казани была создана специальная переводческая комиссия, а позднее, во время Первой мировой войны, благодаря усилиям талантливого педагога П. П. Глезденева, газеты на удмуртском и марийском языках появились и в Вятке.

Основной целью для Н. И. Ильминского стало сближение представителей разных этносов с русскими. 




В изданной в 2008 году монографии учёного секретаря Института теории и истории педагогики и секретаря научного совета по истории образования и педагогической науки РАО, доктора педагогических наук И. З. Сковородкиной «Этнопедагогический подход к образованию народов России: история, теория, практика» Н. И. Ильминский ставится по значению в один ряд с основателем научной педагогики в России К. Д. Ушинским.


Основные принципы педагогической системы Ильминского, изложенные им в ряде сочинений, состоят в следующем:
 1) обучение детей на родных языках; создание комплексов учебных пособий – букварей, книг для чтения, учебников арифметики, Закона Божия – на родных языках; 
2) изучение русского языка как одного из основных предметов на родном языке, с использованием качественных учебников, отдельных для каждого народа; к концу четырехлетней начальной школы учащиеся должны изучить русский язык в таком объеме, чтобы быть способными дальше учиться на русском языке; 
3) высокие требования к учителям – Ильминский считал возможным обучение детей только учителями той же национальности, или свободно владеющими языком учащихся, при этом учитель должен иметь качественное педагогическое образование и быть искренне православным; 
4) Ильминский считал, что огромное значение для миссионерской деятельности имеет обучение в начальных школах девочек, поддерживал женщин-учительниц, вопреки российским законам считал возможным совместное обучение юношей и девушек в средних и высших учебных заведениях (в Казанской центральной крещено-татарской школе и Симбирской чувашской учительской школе юноши и девушки учились вместе, а раздельные классы существовали только в официальных отчетах).






НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ИЛЬМИНСКИЙ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ТУРКМЕНСКИХ ДИАЛЕКТОВ



- на русском
 
6 мая
Ранее   здесь:   (ссылка работает, если Вы вошли как  Пользователь   

6 мая 1868 года родился Гастон Леру 
 французский писатель, журналист, признанный мастер детектива

6 мая 1904 года на станции Кучино, под Москвой, открыт Аэродинамический институт (будущий ЦАГИ), основателем которого является профессор Н. Е. Жуковский

6 мая 1715 г. в Российском государстве был издан первый военно-уголовный и военно-процессуальный кодекс – «Артикул воинский»




6 мая 1758 года родился Максимилиан Робеспьер 
французский революционер, один из наиболее известных и влиятельных политических деятелей Великой Французской революции



6 мая 1889 года родилась Любовь Сергеевна Попова  


Читают тему (гостей: 2)