Блоги

Как хорошо уметь читать!

Как часто мы слышим в последние годы:
- Мой ребёнок совершенно ничего не читает!
- Как приучить детей к чтению? Они же ничего не знают!

Ни для кого не секрет, что дети, начиная с начальной школы, читают всё меньше и неохотней.  В связи с этим снижается грамотность, беднеет словарный запас. Детям трудно формулировать свои мысли, так как слов просто не хватает.   
Как научить детей любить чтение, когда их окружает бесчисленное количество мультфильмов из серии «Monster High» (Школа Монстров)? Меня, как учителя, всегда волновал этот вопрос. В поисках ответа на него, несколько лет назад, прочитала выдержку из требований ФГОС НОО (обеспечение учебного процесса ИКТ и определенным навыкам работы с ИКТ учащимися) к информационно-коммуникационным технологиям:
- умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением… .
Пришла идея!
Во всех учебниках литературного чтения в начальной школе есть такой вид работы с произведением, как «Радиотеатр». Это игровой приём, который помогает формировать позитивное отношение обучающихся не только к чтению, но и окружающей их действительности, способствует повышению мотивации детей к чтению.  Они учатся распределять роли, анализировать, оценивать и характеризовать личные качества персонажей и их настроение, с целью передать это голосом.  Дети учатся сотрудничать друг с другом во время чтения по ролям. При этом слушателями являются только учитель и одноклассники. Всё замыкается в стенах классной комнаты. Какой же это «Радиотеатр»?
Радио - разновидность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве. (Википедия) Это натолкнуло на мысль, что обычное чтение по ролям на уроках литературного чтения должно стать необычным и общедоступным (прежде всего для родителей) и выйти за стены кабинета. Тогда мы с детьми (уже прошлого выпуска) решили, что станем записывать лучших чтецов и размещать звукозапись в блоге класса (Наш класс, Вместе весело шагать!).

 Артём.JPG

При этом в классе сразу определился «звукорежиссёр», который отвечал за процесс записи и обработки звука (удаление пауз, шуршания страниц и т.д.) Мы пользуемся простым звуковым редактором, понятным даже ученикам  1 класса -  Audacity. Так дети начали учиться фиксировать в цифровой форме своё чтение, анализировать звуки.

collageРадиотеатр.jpg


Сначала пытались записывать всех. 28 человек делились на группы.  В зависимости от количества ролей  получалось 6 – 8 групп.  Это оказалось очень затратно по времени, не говоря уже о том, чтобы уложиться в урок. Встал вопрос, как выбрать только одну (самую лучшую) группу?  Ответ пришёл очень быстро: взаимооценивание по определённым критериям.
Критерии составили вместе с детьми:
- чтение без ошибок;
- выразительное чтение;
- артистичное чтение.
Полное соответствие критерию – 2 балла, частичное соответствие – 1 балл и несоответствие – 0 баллов.
С тех пор игра «Радиотеатр» стала не просто игрой, а студией звукозаписи, где каждый, даже самый скромный и зажатый ребёнок, мог почувствовать себя настоящим артистом.  

К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Н.Носов "Огурцы"

И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей"

Отрывок из русской народной сказки "Василиса Прекрасная"


Сказка.jpg

Теперь уже и с первоклассниками мы учимся самостоятельно оценивать работу друг друга, аргументировать свою оценку и выбирать лучших из лучших.

С. Прокофьева "Сказка про честные ушки"

В. Голявкин "Болтуны"


Каждый ребёнок хочет, чтобы им гордились, его хвалили, поэтому дети стали более ответственно готовиться к урокам литературного чтения. Они стараются каждый день читать художественные книги (внеклассное чтение, которого так не хватает!), рисовать к ним иллюстрации. Дети репетируют чтение по ролям до уроков, на переменах и после уроков. Они стремятся получить возможность прийти домой и с гордостью сообщить родителям об успехе их группы,  предложить послушать аудиозапись отрывка из литературного произведения в блоге.
Образование становится открытым, родители всегда в курсе того, что происходит в классе и в любой момент готовы прийти к нам на помощь.
«Как хорошо уметь читать!»
 А уметь хорошо читать ещё лучше!
1541 14
Комментарии:
Вы такая молодец!и Такая творческая личность! Вашим ученикам повезло! Записывать пыталась тоже чтение детей, но у нас один компьютер! Удачи!
У нас тоже только один компьютер (раньше был ноутбук), им и обходимся!))
Здорово! Надо попробовать!
Спасибо!
Круто!
Здорово! Отличная идея. Послушала несколько записей, ребята с таким увлечением читают! Удачи!
Браво, Юлия Николаевна! замечательное решение!
Спасибо! Здорово!
А сегодня мы снова сделали запись! Приглашаю послушать - http://naschklass14.blogspot.ru/2015/04/blog-post_14.html
Очень интересная идея! Спасибо! Надо попробовать! Тем более у нас появился мобильный компьютерный класс!
Хорошая идея! Надо попробовать .
25.11.2015 13:16
Умница, Юлия Николаевна. Мы тоже записываем чтение детей, но пока только стихотворения. Делимся на группы, в каждой группе выбираем лучшего чтеца (обычно 5 групп), а потом просто используем обычную стандартную звукозапись. И неплохо получается. А вот размещать на блоге не догадались. Спасибо за идею.
Интересная идея. Но у нас компьютеров не хватает.
Спасибо за публикацию! Много полезного увидела для себя.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.