Блоги

100 лет Василию Сухомлинскому

Сердце отдал детям



28 сентября 2018 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского (1918 — 1970).
Василий Александрович родился в деревне Васильевка ныне Кировоградской области в семье столяра. В 1938 году окончил Полтавский педагогический институт. Работал сельским учителем. Во время войны ушел добровольцем на фронт. В 1942 году был тяжело ранен, после чего демобилизовался.

Во время фашистской оккупации жена Сухомлинского стала подпольщицей. Она была схвачена фашистами и после жестоких пыток убита вместе с десятимесячным ребенком. После войны Василий Александрович женился вторично на коллеге-учительнице. У них родилась дочка.
В 1948 году Сухомлинский был назначен директором школы в селе Павлыш Кировоградской области. Этой школой он руководил до конца жизни. На основании собственного опыта Сухомлинский защитил в 1955 году кандидатскую диссертацию «Директор школы как организатор учебно-воспитательного процесса», после чего начал писать книги о своем и не только своем опыте.
Хорошо известны такие книги Сухомлинского, как «Сердце отдаю детям», «Родительская педагогика», «Этюды о коммунистическом воспитании», «Сто советов учителю», «Рождение гражданина», «Письма к сыну». Эти книги стали настольными для многих творчески работающих педагогов.
Основная идея Сухомлинского заключалась в том, что ученик – это не только объект педагогических воздействий и участник различных мероприятий, проводимых по указанию начальства. Он ещё и человек, хотя и маленький. И относиться к нему нужно как к человеку. Поскольку школа, в конце концов, существует для учеников, а не для начальства.
Следует отметить, что несколько раньше свой Сухомлинский появился и в США. Правда, в центре его внимания стояло не школьное, а семейное воспитание детей. Звали американского Сухомлинского доктор Бенджамен Спок (1903 — 1998 ). Впрочем, проблемами семейного воспитания интересовался и Василий Александрович.
В чем же заключались педагогические находки Сухомлинского?
Сухомлинский считал, что главной целью школы является не получение определенного объема знаний (без чего, конечно, тоже нельзя), а воспитание ученика. Школа должна сделать все возможное, чтобы её ученики выросли добрыми и трудолюбивыми людьми. Для достижения этой цели нужно решить ряд задач. И основная заключается в том, чтобы ученик ходил в школу с удовольствием.
Работа с будущими учениками начиналась за год до поступления в школу. Учитель ходил с шестилетками по окрестностям деревни, наблюдая вместе с детьми все, что происходит вокруг и обсуждая результаты наблюдений. А потом дети сами сочиняли маленькие рассказы о том, что они увидели. Эту форму работы Сухомлинский называл «школой под голубым небом».
А через год начиналась учеба в обычном помещении. Но и теперь некоторые уроки проводились в «Зеленом классе» в беседках на школьном дворе.
Сухомлинский предлагал детям интересные творческие задания. Дети сочиняли сказки и произведения других литературных жанров, рисовали. Активно поощрялось чтение школьников и их рассказы о прочитанном. Сухомлинский считал, что ребенок, который не любит читать книги, находится в зоне риска. Эстетическое воспитание детей Сухомлинский считал важнейшим приоритетом системы образования.
Главная проблема школы – это мотивы, заставляющие учеников тратить силы и время на учёбу. В современной школе (и, в немалой степени, в вузе) таким мотивом является желание получить хорошую оценку. Да и родители почти никогда не спрашивают ребенка, чему он сегодня научился в школе. Они спрашивают, какую оценку он получил. Получается, что содержательная сторона школьной учёбы никого не интересует.
Сухомлинский понимал, что учеба с ориентацией на оценку разрушает любознательность ученика. И поэтому ограничил использование оценок. Он считал, что оценки должны поощрять, а не наказывать учеников. И ставил двойки очень редко. «Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость. Если учитель усматривает в двойке и единице кнут, которым можно подстегивать ленивую лошадь, а в четверке и пятерке пряник, то вскоре дети возненавидят и кнут, и пряник», — писал Сухомлинский.
Другой выдающийся советский педагог Шалва Александрович Амонашвили (род. 1931) сделал более радикальный шаг. Он вообще отменил оценки в начальной школе. Все было очень хорошо до тех пор, пока его ученики не перешли в среднюю школу, где учитель должен ставить оценки. И оказалось, что детям, учившимся по безоценочной методике, адаптироваться в обычной школе очень трудно. Поэтому полный отказ от школьных оценок выглядит сегодня преждевременным.
Помимо желания получить хорошую оценку, могут существовать ещё два более благородных мотива для учебы.Первый мотив – стремление приобрести знания, полезные в профессиональной деятельности, второй мотив – любознательность и интерес к содержанию образования. Второй, наиболее благородный мотив в современной российской школе жестко подавляется перегрузкой учеников. О чем справедливо говорилось ещё в басне Ивана Андреевича Крылова (1769 — 1844) «Демьянова уха».
Сухомлинский считал, что наказания в школе должны быть сведены к минимуму, ведь необходимость наказания свидетельствует об ошибках, допущенных воспитателем. Значит, учитель не доработал и должен исправить проблему. Но зато нужно стараться побольше хвалить детей. Не только самых лучших, но и всех.
В советские времена было принято обсуждать поведение и неуспеваемость отдельных учеников на пионерских сборах и комсомольских собраниях. В своей школе Василий Александрович старался этого не допускать, понимая, что подобные обсуждения действуют разрушительно на психику и тех, кто обсуждает, и тех, кого обсуждают.
Значит ли это, что ученики в школе Сухомлинского могли делать все, что хотели? Разумеется, нет. Детям четко говорилось, что определенные вещи делать нельзя. И при нарушении какого-то запрета учитель выражал ученику своё неудовольствие. Как правило, этого было достаточно для того, чтобы ученик не повторял свой проступок.
Главным инструментом воспитателя Сухомлинский считал Слово Учителя.
Когда я учился в школе, географию у нас преподавала учительница, которая родилась и выросла в горах Кавказа. Если ученик плохо отвечал на уроке, она укоризненно качала головой и говорила «Вах-вах, дарагой, ты мэня огорчаешь!». Двоек она, обычно, не ставила. И трудоемкими домашними заданиями не мучила. Но географию, которую обычно считают второстепенным предметом, большинство учеников знало хорошо.
В школе Сухомлинского стремились не перегружать учеников домашними заданиями. Ученикам рекомендовалось выполнять задания днем, а перед сном пять часов отдыхать от умственной работы. Выполнять домашние задания рекомендовалось в тот же день, когда они были заданы.
Одной из наиболее безобразных деталей современной (и советской) школьной жизни является стихийно сложившаяся привычка, обращаясь к ученикам, называть их по фамилии: «Иванов», «Петров», «Сидоров». Такого нет даже в местах лишения свободы, где к заключенным положено обращаться «Гражданин Сидоров». Интересно, как прореагировал бы педагог, к которому директор школы обратился бы не «Мария Ивановна», а «Петрова». Наверное, сильно бы обиделся. Но детям обижаться не по чину.
В школе Сухомлинского к детям было принято обращаться по имени.
У Василия Александровича были тетради, каждая страничка в которых была посвящена отдельному ученику. Общее число страниц в этих тетрадях превосходило три тысячи. Он много работал и с родителями своих учеников, давая им полезные советы по воспитанию детей. При Павлышской школе была даже создана школа для родителей.
Каким, по мнению Сухомлинского, должен быть настоящий учитель? Прежде всего, добрым человеком, который любит детей. Но не только. Некоторыми деятелями высказывались и высказываются мысли о том, что школьному педагогу не нужно знать свой предмет на вузовском уровне. Достаточно знать школьную программу. А в педагогических вузах главным предметом должна быть методика преподавания. Василий Александрович был решительным противником этой точки зрения. Он считал, что педагог должен знать намного больше, чем нужно для проведения конкретных уроков. И все время пополнять свои знания. Без этого невозможно эмоциональное отношение к своему предмету. Если такого отношения нет, учитель превращается в урокодателя.
Каждый понедельник в школе Сухомлинского проводился семинар для педагогов, на котором учителя делали доклады на научные и психолого-педагогические темы. А затем доклад активно обсуждался.
Василий Александрович Сухомлинский очень много писал. Его перу принадлежит около 30 книг, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Книги и статьи Сухомлинский писал на русском языке, художественные произведения, в основном, на украинском. Общий тираж его опубликованных произведений – около 4 млн. экземпляров на разных языках. Многие талантливые учителя выбрали свою профессию после чтения книг Сухомлинского.
Главным критиком Сухомлинского в последние годы его жизни был Борис Тимофеевич Лихачев (1929 — 1999). Он работал профессором Вологодского пединститута, затем стал действительным членом Академии педагогических наук и директором НИИ Эстетического воспитания. Лихачев был умным, образованным человеком, его произведения отличаются редкой среди гуманитариев четкостью и логической стройностью. Но чего-то ему не хватало…
Науки и научные дисциплины делят на естественные и гуманитарные. По большому счету главное отличие между ними только одно: для того, чтобы успешно заниматься гуманитарными науками, исследователю нужно уметь видеть мир глазами изучаемых людей. И уметь перевоплощаться в них. В этом отношении между Сухомлинским и Лихачевым существовала принципиальная разница: Сухомлинский умел видеть мир глазами ребенка, Лихачев – нет.
В «Мастере и Маргарите» Михаил Булгаков вывел интересный и неоднозначный образ негуманитарного гуманитария. Михаил Александрович Берлиоз – очень умный и образованный человек. И очень ученый. Но вся его ученость оказывается бесплодной. Ибо он, в отличии от Мастера, не способен мысленно поставить себя на место другого человека и взглянуть на мир его глазами.
Можно предположить, что, занявшись физикой или химией, Берлиоз и Лихачев сделали бы для науки гораздо больше. Но история не знает сослагательного наклонения.
Неоднозначным было отношение Сухомлинского к выдающемуся советскому педагогу Антону Семеновичу Макаренко (1888 – 1939). Их подходы во многом различны. Макаренко шёл от коллектива к личности, Сухомлинский – от личности к коллективу. Поэтому Сухомлинского иногда критиковали (и совершенно безосновательно) за недооценку роли коллектива.
Некоторые либеральные авторы, признавая выдающиеся педагогические заслуги Сухомлинского, пишут о том, что коммунистическая терминология, используемая Великим Педагогом, носила чисто конъюнктурный характер, прикрывая абстрактный гуманизм христианского толка. Думается, что это не так. Педагогические идеи Сухомлинского будут востребованы в полной мере только в социализме, который в перспективе готовится стать более прогрессивной коммунистической системой. Поэтому слова «коммунистическое воспитание», которые часто использовал Василий Александрович, вполне уместны. И ориентировано это воспитание на социальный заказ не современного, а будущего общества.
Ещё более абсурдны изредка высказывавшиеся представления о Сухомлинском как основоположнике современной российской «либеральной педагогики». В основе либеральной педагогики лежит ориентация учеников на жизненный успех в денежном выражении, которую Сухомлинский никогда не пытался формировать.
Замечания, которые высказывали Сухомлинскому его критики, ставили серьезную проблему. Так или иначе, но подходы Сухомлинского воспитывали людей, плохо приспособленных к современной, отнюдь не идеальной действительности. Точно так же, как подходы доктора Бенджамена Спока (1903 — 1998), которого правые круги США обвиняли в разрушении традиционных американских ценностей. А вице-президент Спиро Агню (1918 -1996) даже назвал его «растлителем нации».
Человеку, плохо приспособленному к окружающей его действительности, в сравнении с обычными приспособленцами жить труднее. Но, с другой стороны, эта трудная жизнь вдохновляет на борьбу за лучшее будущее. Поэтому педагогическое наследие В.А. Сухомлинского коммунистами современной России востребовано.
1 июля 1968 года впервые в советской истории группе школьных учителей было присвоено звание Героя Социалистического труда. Одним из этих учителей был Сухомлинский. В том же 1968 году Сухомлинский был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Эти факты наглядно опровергают миф о якобы имевшем место противостоянии между выдающимся педагогом и советским строем. Известно, что Сухомлинского активно поддерживал первый секретарь ЦК КП Украины член Политбюро ЦК КПСС Петр Ефимович Шелест (1908 – 1996), который, по-видимому, и добился присвоения педагогу высшей правительственной награды. Так или иначе, но отношения между Сухомлинским и советской властью были, несомненно, лучше, чем отношения между доктором Споком и властью американской.
Василий Александрович Сухомлинский умер 2 сентября 1970 года.

Его имя присвоено университету в городе Николаеве.
Автор: Сергей Багоцкий

[RIGHT]
[/RIGHT]



«Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний… И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказания невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников… — воспитывайте детей без наказаний».
218 3
Комментарии:
Современное образование полно парадоксов. У нас в Коми на этот период приходятся Спиридоновские чтения. У меня письмо:
"Добрый день.
Направляем приказ Министерства образования, науки и молодежной политики РК от 18.09.2018 № 840 "О проведении VI межрегиональной конференции "Спиридоновские чтения". Просим рассмотреть возможность участия в конференции обучающихся и педагогических работников."
Спиридонов Ю.А. - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
В.А.Сухомлинский - документальный фильм.
часть 1 - https://www.youtube.com/watch?v=wPSPp-b_QZg
Спасибо за информацию.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.