Блоги

Школа сегодня, или "Авада Кедавра".

Давайте вспомним всемирно известную картину про Гарри Поттера и всеобъемлющую тысячелетнюю школу Хогвартс, заполненную древней магией и хранящую некоторые свои тайны. А воспитанники Хогвартса, заинтригованные своей учебой, пребывают в счастливом забытье, ведь что может быть интереснее, чем постигать секреты магии.
Согласитесь, образ жизни школы Хогвартса иронично, хотя и гротескно, указывает на упущения и скудость школ реальности. Вернемся в настоящее. Городская школа. Отрешенный, одинокий, чужой ученик сидит с холодным, но озабоченным видом, опустив глаза. «Что происходит?» – спросит любая мама, она ведь помнит ту и без магии волшебную атмосферу школы из детства, в которую невольно возвращается, чтобы еще раз напомнить ребенку «А вот я тогда…». Знакомо?
У каждой школы есть своя культура, совокупность обычаев и традиций, есть свой уклад, своя, подобающая ей суровость и мягкость, своя красота и своя жесткость, какие-то страдания кажутся ей естественными. Какое-то зло она терпеливо сносит. Настоящим страданием, адом учебная жизнь становится только там, где «волшебству» нет места быть. Естественно, имея в виду не магию, не волшебные палочки, а скрытые резервы головного мозга, озарения, таланты, ситуации успеха, в конечном итоге вера в себя – всё, что могут сделать для детей призванные учителя настоящего.
Что же помешало воплощению призвания учителей Хогвартса? – Министерство магии, с изменениями спорных кадровых назначений и принимаемых эксцентрических решений, изменялся уклад школьной жизни Хогвартса. Новые законы повисли цепями на волшебные палочки, а новые требования к профессорам исключили вдохновение. Красивые слова призывают открывать горизонты, но в то же время запрещают и душат. Символично для настоящего, но требует самостоятельных умозаключений. Что это значит сегодня?
Из-за каждого угла гремят громом – дети перезагружены, дети апатичны, детям ничего не интересно. Слышали про новые стандарты, которые направлены на применение знаний, а не на развитие компетенций? Вы видели когда-нибудь ученика, который дома, применяя знания по химии, помогает маме оттереть плиту или ученика, который заинтригован наукой биология, мчит после школы выводить новый вид маминых цветов? Дети катастрофически недозагружены. На самом деле наших детей интересует огромный спектр проблем технических и гуманитарных. Для поколения телефонных гениев уже не проблема – поиск информации. Детям нужна ситуация вызова, и чем глобальнее она будет и чем меньше времени на нее будет дано, тем с большим интересом они за нее возьмутся и продемонстрируют наивысшие результаты даже в условиях аврала. Для того чтобы наши ученики показали свой творческий и интеллектуальный максимум, задача поставленная им, должна быть реальной и интегрированной, а также свободно обсуждаемой и открытой для критики всему классному коллективу. Разве не это результат, которого ждут? Тогда почему выпускники талантливые не могут найти себе применения в современном материальном мире?
И вот мы подходим к истине, министерство действительно усердно работает, вот только какие тайны скрываются за занавесой научных сладких речей?
Умение мыслить творчески нестандартно и критически обходится дорого государству. Куда проще управлять качествами корпоративными, умением слушаться, чем усмирять проявление свежей мысли. Пока признание в этом мы слышали только в словах министра магии мира Гарри Поттера: «Так вот по мнению нашего министерства, теоретических знаний будет достаточно для того, чтобы вы сдали экзамен, на что в конечном итоге и нацелено школьное обучение».
Пока в нашей школе есть намек на демократию, у детей есть все шансы научатся дискутировать, воспринимать критику, отстаивать свою точку зрения и смотреть на проблему даже не под разными углами, а сквозь и вглубь. Иначе мы рискуем проиграть поколение детей, способных на великие вещи, если им их доверить.
Мама спросит: «В чем дело?». Учитель ответит: «Не знаю». И это будет ложью.
Конечно, не все это чувствуют с одинаковой силой, готова ли школа сегодня отразить удар "Авада Кедавра"?
1504 3
Комментарии:
Прогрессивные высказывания. спасибо!" Разделяю вашу точку зрения.
Но у нас с Вами в советское время горели глаза: "... а вот мы в школе..." при очень жестком палочном контроле министерства, системе обучения ориентированной на получение конкретных предметных знаний, при уравнивании всех по принципу "не выделяйся", при высоченной идеологизации учебного и воспитательного процесса. И мы с ностальгией вспоминаем эту "свою" школу, свою молодость. Отсюда напрашивается умозаключение: только ли Министерство виновато....?
Королева Елена Анатольевна, безусловно вы правы. Нельзя исключать и легкомыслие нашего настоящего общества. Через несколько поколений мы и вообще перестанем знать о "волшебстве" школы, не у кого будет спросить. Через нас детям внушают, что они сами определяют свою жизнь, но при ближайшем рассмотрении истории любого рода выясняется, что система, которой мы принадлежим, управляет нами гораздо больше, чем кажется. Каждая система работает на результат, вот только на какой - убийственный или? Не хочу задевать вечную тему о политике :)

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.