Блоги

Трение и тяга

Как вы думаете, смогут ли третьеклассники ответить на вопрос: что такое трение и тяга?
Если вы ответили - нет, то, скорее всего, эти третьеклассники пока не знакомы с набором LEGO WeDo 2.0 , чего нельзя сказать о моих учениках.
О нашем первом опыте создания робототехнических моделей я рассказывала здесь. Пришло время поделиться нашими дальнейшими исследованиями.
Итак, ребятам предстояло ответить на первый вопрос: что заставляет предметы двигаться? В ходе поисков ответов на него необходимо было изучить, что такое сила и как она заставляет предметы передвигаться, создать и запрограммировать робота-тягача для изучения результатов действия сил на движение предметов.
На первоначальном этапе были высказаны предположения, что необходимо приложить какую-то силу, чтобы заставить предметы двигаться. При этом поверхности движимого предмета и той, относительно которой он движется, начинают тереться друг об друга. Так образуется трение. Уточнив информацию в достоверном источнике, ребята убедились во мнении, что сила трения - это сила, сопротивляющаяся движению, когда две поверхности притираются друг к другу.

2017-02-15 13.49.17.jpg2017-02-15 13.55.39.jpg

2017-02-15 14.08.25.jpg2017-02-15 14.06.56.jpg

2017-02-15 14.11.48.jpg2017-02-15 14.01.02.jpg

2017-02-15 14.13.25.jpg2017-02-15 14.15.28.jpg

Когда созданный детьми робот-тягач поехал, то мы увидели, что он легко тянет груз, прикрепленный сзади. Но дети - они же настоящие исследователи! Решили положить на рамку смартфон и посмотреть, справится ли наш тягач. Оказалось, что нет, такой груз ему не под силу. Дети высказали своё предположение, что колёса слишком сильно придавливаются в этот момент к полу, сила трения становится очень большой, поэтому машина не вытягивает такой груз. Так мои третьеклассники, а вместе с ними и мои же семиклассники, зашедшие к нам "на огонёк", сделали вывод, что сила тяги должна быть равна силе трения между колесом и поверхностью.

3770 4
Комментарии:
Юлия, Вы молодцы уверенно делаете первые шаги в робототехнику, периодически я знакомлюсь с вашими блогами.. Только не обессудьте, но если мы вторгаемся в метепредметность надо делать все без ошибок, переучивать детей бывает трудно, нежели научить Вы пишите "... из достоверного источника.....трение - это сила, сопротивляющаяся движению, когда две поверхности притираются друг к другу. " Здесь сразу три главных определения с точки зрения физики "трение" ("тяга"), как явление природы, "сила трения" (также и сила тяги), как величина,характеристика явления и само понятие "сила", как физическая величина и у каждого понятия есть свое определение... То есть трение - это явление природы......А у детей после такого определения в головах "солянка", а потом развести эти понятия на уроках физики бывает очень сложно...Я думаю Вы понимаете - переучивать всегда сложно.
А ребята молодцы многому научились за такой короткий период)))
.Интересные модели конструируют и моделируют. Удачи и дальнейших успехов...
Наталья Владимировна, вы действительно считаете, что дети 9 - 10 лет в состоянии развести эти три понятия? Перед тем, как начать работу по этой теме, я консультировалась с учителем физики. Вместе с ней мы определили как простым и понятным языком объяснить детям такой процесс, как трение. Мы не изучаем сейчас понятия физики, лишь формируем первоначальные представления на основе набора LEGO.
Юлия Николаевна, я как раз и удивилась, прочитав начало вашего блога. Всему свое время. А формировать понятия нужно правильно, если взялись, независимо от возраста. Трудно судить вашего физика, но если, что выделено черным шрифтом определение дал он(она), то увы((( Вашим детям можно было вообще не вводить слово сила, а заменить его словами "действие одного тела на другое" (смартфон на тягач, тягач на стол) А трение это явление природы, возникающее при движении одного тела по поверхности другого и приводящее тело к торможению (это ваши умненькие детки поняли бы, я думаю) Ошибки надо уметь признавать...мы все не роботы и нам свойственно ошибаться (да еще и не профессионалы в данной области) А детки, еще раз пишу, у ВАС молодцы! Творческих находок и решений и Вам и им! Еще раз я не хотела Вас обидеть. Извините!
Наталья Владимировна, вводить или не вводить слово сила решала не я. Эти понятия уже заложены в ПО и методические материалы, с которыми работают дети и на основе которых проводится весь проект с набором LEGO WeDo 2.0: https://yadi.sk/i/bSCTJdlL3FLDHQ , https://yadi.sk/i/68GQcnrI3FLDHY , https://yadi.sk/i/L2EiAZQW3FLDHk .
Что касается неточности в формулировке понятия, приводимого мной в статье, то (как непрофессионал в области физики) решила не употреблять дважды слово "сила" (Сила трения - это сила... далее по тексту). Вероятно, в этом и заключалась моя ошибка, исправляю.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.