Блоги

LEGO StoryStarter \"Построй историю\": из опыта работы.

Конструкторы LEGO за последние десятилетия прочно вошли в нашу жизнь. Кто же не знает этих замечательных маленьких человечков и их замечательный и такой разнообразный мир? Сейчас почти каждый ребенок имеет возможность наилучшим образом реализовывать свой потенциал в области дизайна и конструирования, используя различные наборы LEGO.
20131121_160725.jpg

Чем старше становятся дети, тем более разнообразны у них интересы и тем более сложные задачи они могут решать, используя конструкторы. Так же у учеников начальной школы есть потребность не просто создавать фигурки и модели LEGO, но и придумывать истории с этими человечками, ведь теперь суть игры смещается с “построй” на “действуй”! Именно потребности игры, причудливые повороты сюжета служат толчком для создания новых конструкций и персонажей.
Наблюдая за своей 9-тилетней дочерью и ее друзьями, я заметила, что им особенно интересны истории. Тогда возникла идея поработать с конструктором LEGO Education “Построй свою историю”, который появился в России в 2013 году и получил положительные отзывы коллег. Так же мы получили доступ к комплекту учебных занятий, разработанных методистами LEGO, и программному обеспечению StoryVisualizer, которое позволяет создавать комиксы и плакаты на основе историй и конструкций для них, построенных детьми. В чем суть работы с конструктором? Наверное, лучше всего об этом расскажет ролик.

Решения “Построй свою историю” поможет учащимся 2-5 классов:
  • научиться уверенно говорить на разные темы,
  • научиться создавать, последовательно выстраивать и пересказывать рассказы и истории,
  • пополнять словарный запас,
  • улучшать навыки устной речи, чтения, письма
  • научиться анализировать рассказы, персонажей и сюжеты,
  • научиться определять и понимать концепции разных жанров,
  • совершенствовать технологическую компетенцию,
  • улучшить навыки работы с ИКТ (с цифровым фотоаппаратом, смартфоном, планшетом, ноутбуком, веб-камерой, специализированным ПО).
Все занятия, которые можно провести с набором, делятся на 4 категории:
Категория
Основные методы работы и компетенции
1. Первые шаги
  • Освоение технологии работы с конструктором,
  • Знакомство с деталями конструктора, возможностями набора, “Конструктопедией”
  • Построение небольших историй с использованием указателей (настроения, категории)
  • первые попытки построения историй (начало - середина-конец, 4В: “Что? Кто? Когда? Где?”)
  • знакомство с программой Story Visualizer и (или) первые попытки записи историй на видео


2. Повседневное повествование
  • учитель и ученики говорят о значимых событиях в жизни учащихся, а так же обсуждают события в жизни общества, фильмы, книги, телевизионные программы
  • ученики строят 1 сценическую конструкцию, а затем разворачивается какая-то история на ее основе,
  • обсуждаются разные точки зрения, учащиеся показывают свою трактовку событий,
  • комиксы и (или) истории на видео становятся более обдуманными, учащиеся руководят процессом съемки и монтажа,
  • вводятся элементы взаимооценивания работ

3. Построение и рассказывание историй
  • Работа в группе над одним сюжетом, распределение платформ между участниками, которые создают разные этапы развития сюжета,
  • Разные методы работы: создание целого рассказа по фрагменту, разные интерпретации одного события
  • Создание полноценных комиксов или иллюстраций
  • Съемка фильмов или мультфильмов (в жанре stop-motion)

4.Пересказ и анализ рассказов
  • Чтение и анализ рассказов разных жанров, определение их жанрового своеобразия,
  • Анализ характеров персонажей, выражение их через внешний вид, поведение, речь
  • Ученики создают свою историю в рамках определенного жанра (страшилка, романтическая история, стихотворение, древняя легенда)
  • Создание иллюстрированных рассказов, фильмов, комиксов, мультфильмов.
20131128_170055.jpg

Каждое занятие имеет выраженную однотипную структуру, что обеспечивает естественный ход процесса обучения.
Этап занятия
Виды работ

1. Подготовка к работе
  • Чтение вслух или пересказ сценария занятия с опрой на картинку (фотографию)
  • Определение сюжетной линии рассказа. Обсуждение основной идеи

2. Построение рассказа
  • Построение персонажей и места события с помощью кубиков ЛЕГО

3. Размышления (часто идут параллельно с п. 2)
  • Обсуждение учащимися в группе и между группами о том, как можно изобразить события и как эти события будут развиваться,
  • Развитие рассказа, додумывание его элементов в процессе строительства
  • Определение позиции, с которой будет вестись рассказ, подбор лексики
  • Создание комикса (опционально)

4. Совместное использование и оформление
  • Представление своего рассказа аудитории (+ запись на видео)
  • Обсуждение рассказов. Рекомендации авторам. Самооценка.
  • Доработка сценария. Представление доработанных версий.

5. Расширение (дополнительные задания)
  • Идеи для дальнейшего развития истории,
  • Дополнительные задания и идеи для команд
  • Разработка дополнительных документов (в том числе текстов, листовок и т.п. по теме проекта)
Длительность занятий и организация работы.
В моей практике занятие длится чуть больше часа часа с небольшим перерывом. Ученики работают в игровой комнате на полу (там постелено ковровое покрытие, в классе предусмотрена регулярная влажная уборка). Занятия проходят в форме внеурочной деятельности после уроков на продленке (у нас школа полного рабочего дня) с 15:40 до 17:00 (в 17:00 окончание работы школы). В работе группы принимают участие 7-8 учащихся 3-го класса, 4 человека - стабильная группа, остальные 3-4 человека варьируются.
Для курса используется следующее оборудование:
  1. Конструктор LEGO “Построй свою историю”
  2. Методические материалы к конструктору,
  3. Смартфон Samsung Galaxy SIII mini (собственность педагога), на него осуществляется запись видео и съемка фотографий
  4. Планшет iPad с установленным приложением Story Visualizer (собственность педагога)

Организация взаимодействия с учащимися вне урока:
  1. Темы занятий, а так же фотографии и видео с занятий размещаются на специально созданном для курса сайте на основе Сайтов Google. Там же публикуются работы учащихся (сайт закрыт для внешних пользователей)
  2. Ученикам и родителям высылаются ссылки на новые события через сообщения в электронных дневниках и журналах на платформе http://web2edu.ru/
  3. Ученики с домашних компьютеров могут создать работы в веб-приложении Story Visualizer (у них имеется ученический код доступа)
  4. Обмен фотографиями происходит путем их загрузки в Google+ со смартфона и планшета
  5. Родители учащихся высылают работы детей педагогу по электронной почте или в сообщении на портале электронных дневников и журналов

Занятия ведутся раз в неделю. Вот некоторые результаты:
  1. Устойчивая мотивация к занятиям с LEGO, высокая вовлеченность учеников (ребята хотят остаться на занятие, договариваются с родителями, чтоб их забрали позже). Детям нравится строить истории!
  2. Устойчивый прогресс в развитии навыков построения истории, описания места действия, построения высказываний от лица разных персонажей
  3. Рост технологической компетенции детей: они строят конструкции и показывают свои работы с учетом того, что будет производиться съемка: выбирается нужный ракурс, дополнительно готовятся детали и конструкции для того, чтоб была возможна запись (с паузами)
  4. Рост навыков взаимодействия в команде, адекватного оценивания, умения договариваться, донести свою точку зрения до собеседника
  5. Ребята учатся выделять сильные стороны у каждой работы. Доброжелательная атмосфера на занятиях, принятие туда всех заинтересованных детей позволяют ученикам, которые ранее учились плохо, почувствовать себя более успешными. Классный руководитель отмечает рост успеваемости по всем предметам у таких учащихся.
  6. Работа с решением “Построй свою историю” способствует формированию всех личностных и метарпедметных результатов обучения, прописанных во ФГОС НОО.

20131219_161801.jpg
В чем результат для меня как для педагога?
  1. Интересные занятия с детьми, где высокая мотивация учащихся. Приобретение умения не терять мотивацию.
  2. Адаптация методических материалов под нужды российского образования и конкретный класс. Я смогла решить множество проблем по организации работы (включая проблемы фильтрации Интернета в школах) и выработала свой регламент занятий, немного отличающийся от предложенного
  3. Наши занятия проходят в том числе с использованием видео и мы с ребятами видим конкретную пользу от работы с видео (включая анализ речевых ошибок)
  4. Мне очень нравятся темы, которые мы рассматриваем на уроках. Например, одно занятие было посвящено тому, что муниципальные власти решили спилить гигантский дуб - одну из достопримечательностей города. Было очень интересно обсуждать, почему его нужно спиливать или не нужно этого делать. В результате мы написали петицию в предполагаемую газету города о защите дуба! Так же великолепная тема была о зимних видах спорта. Мы снимали Олимпиаду!
  5. Я значительно расширила возможности работы с конструктором, мне нравится выходить за рамки и получать великолепные результаты!
  6. Строить истории интересно, но совсем не просто. Основные проблемы детей - придумывание начала и персонажей, не сильная разработка сюжета. Обычная ошибка: начинают рассказ и не имеют четкого понимания, чем он закончится. Рассказы могут длиться очень долго!
  7. В каждой истории должен быть злодей или сложная проблема, иначе история вообще не состоится. Это становится очевидно с первого занятия. Дети учатся строить злодеев и осознавать проблемы и жизненные затруднения

Есть ли недостатки при работе с конструктором? Есть, но они не так существенны. Компания LEGO пошла на встречу пожеланиям и теперь есть мобильная приложения Story Visualizer.
Решение “Построй свою историю” можно эффективно применять не только во внеурочной деятельности, но и на занятиях по русскому и иностранному языку, на занятиях по окружающему миру и истории, технологии и литературного чтения. Но об этом в следующем посте!
P.S. В публикации использованы фотографии работ моих учеников, сделанные мной.
10425 10
Комментарии:
Мария, замечательная статья! Очень приятно, что вы делитесь своим опытом работы с конструктором! Я тоже очень увлечена конструкторами Лего. В первом классе достаточно часто использовала на уроках при объяснении новых тем как по математике, так и по русскому языку. Работаю с детьми и во внеурочное время по курсу "Лего маршрут по белорусской земле"
Инга, очень приятно найти единомышленников! Можете написать, какой именно набор (или наборы) вы использовали? Какова была методика работы? Ну и тем более очень интересно хотя бы слегка "заглянуть" в ваш курс "Лего маршрут по белорусской земле"!
Большое спасибо за статью, Мария! Очень интересную тему затронули, и особо полезно что делитесь своими идеями. Обратила внимание на возраст - учащиеся 2-5 класса. А видите ли Вы возможность применения данного конструктора в старших группах детского сада, например?
Спасибо, заинтересовала Ваша статья!
Уважаемая Елена Александровна! Есть возможности и работы в детском саду, у коллег есть такой опыт. Надеюсь поделиться им в следующих публикациях!
Татьяна Александровна, спасибо за ваш отзыв! Надеюсь, что и другие мои статьи по этой теме будут для вас интересны.
Буду ждать с нетерпением! Принцип работы с комплектом напомнил мне задания в печатных изданиях для дошкольников: определи по картинкам что было сначала, что стало потом и расскажи историю. Конечно, работа с конструктором - это уже другой уровень. Заинтересовала сама технология, думаю попробовать с сынишкой.
Мария Александровна, спасибо за интересную статью, заинтересовалась, у меня два маленьких внука - есть теперь занятия для них.
Коллеги, данный набор интересен тем, что с ним ребята работают группой, в команде! Хотя идеи можно использовать и дома, со своими детьми и внуками :)
Здравствуйте, Мария! Сегодня увидела анонс вебинара и заглянула на вашу страничку. Расскажу о своём опыте использования конструктора.
Два года назад я стала активно использовать в своей педагогической практике кубики Lego. Я работаю с базовыми элементами Делюкс Lego 6177. База кубиков постепенно пополняется за счёт родительских взносов. У нас появились кубики для построения крыш, а так же окна и двери. Я конечно не открою Америку, перечисляя как я применяю на своих уроках, но кому-то это будет интересно.
Всё перечисленное ниже применяется не эпизодически, а постоянно. Вообще, кубики Lego-- это плацдарм для творчества, для визуализации по любой теме! Главное, чтобы у учителя хватило фантазии зажечь детей!
Во-первых, цветовая гамма кубиков применяется мной для самооценки учащимися. На протяжении всего урока учащиеся начинают строить “Башенку успеха”. Т.к. у нас в Беларуси в I и II классах образовательный процесс осуществляется в условиях безотметочного обучения, то я в соответствии с требованиями Министерства образования разработала цветовую шкалу, где каждому кубику соответствует определенный критерий. Например, “красный -- у меня всё получилось, я всё понял!”, “оранжевый--я допустил единичные ошибки….” и т.д. Это шкала дублируется и в учительских оценочных листах.
Во-вторых, использую на уроках “Обучение чтению”. Особенно плодотворно происходит работа при составления графической звуковой схемы слов: если слияние, то красный кубик ставлю на синий, если мягкий звук--работает зеленый цвет, ударение черный кубик над красным. Такая форма работы активизирует ребят, им не скучно составлять схемы из кубиков, а мне легко проверить, достаточно поднять поле “с собранным словом”. Я знаю, что многие родители вырезают бесчисленное количество цветных схем для работы данной работы, а дети соответственно постоянно рассыпают эти “квадратики и прямоугольнички” и это нередко раздражает учителей! Кубики на уроке “Математики “ самые востребованные. Я не буду перечислять как мы работаем, очень много информации у российских педагогов. Скажу только, главное с первого класса приучить детей работать собрано и чётко выполнять команды педагога.
И в третьих, когда я начала работу с кубиками, мне хотелось разработать такую систему внеурочной деятельности, чтобы она была актуальна именно для белорусских ребят, не оторвана от жизни нашей страны, поэтому разработала факультатив со своей коллегой “Лего маршрут по белорусской земле”, где каждому году обучения соответствует своя тематика: например, в 1 классе изучаем растительный и животный мир страны, во втором классе темы занятий перекликаются с урока по ОБЖ, 3 и 4 класс направлен на изучение и конструирование знаковых объектов, предприятий. Данный факультатив тесно связан с учебными программами для I ступени общего среднего образования.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.