Блоги
Фатеева Алена 13.09.2015 13:53

Опыт использования деятельностно-ценностных задач на уроках истории в общеобразовательной школе

Модернизация системы образования требует поиска новых эффективных приемов, методов, технологий преподавания. Ни для кого не секрет, что многие привычные подходы обучения в школе уже не соответствуют реалиям современной жизни. Отсюда – отсутствие у учеников мотивации к изучению большинства школьных предметов, слабые знания, плохая успеваемость. Подобная проблема хорошо знакома и учителям истории.
Участие в эксперименте по апробации «Технологии образования в глобальной информационной сети» (ТОГИС), разработанной Вячеславом Валерьяновичем Гузеевым, явилось для меня попыткой разрешить возникшие противоречия. Гипотезой экспериментальной деятельности стало предположение об эффективности ТОГИС в преподавании истории в общеобразовательной школе.
Главной особенностью ТОГИС по сравнению с существующими ныне технологиями обучения является то, что основное внимание уделяется не содержанию учебного материала, а способам работы с ним. Способы учебной деятельности отрабатываются через решение учениками системы так называемых деятельностно-ценностных задач (далее – ДЦ задачи), состоящих из трех компонентов: познавательного, информационного, коммуникационного. Процесс решения ДЦ задачи регламентирован строго определенной последовательностью действий. ТОГИС ориентирован на широкое использование ИКТ технологий, не требует особой подготовки учеников. ТОГИС может применяться для изучения нового материала, повторения и обобщения. Прочные предметные знания, как отмечает автор, являются как бы побочным продуктом развития основных метапредметных способов деятельности.
Некоторые теоретические положения автора при применении их на практике порождали вопросы, проблемы. Часть из возникших затрудне­ний удалось решить, некоторые требуют дальнейшей экспериментальной рабо­ты.
Деятельностно-ценностные задачи использовались в обучении трех классов, ученики которых высказали желание участвовать в эксперименте: 5а (ныне — 6а), 7а (8а) и 9а (10) классы. По успеваемости это средние классы, в составе которых дети, занимаю­щиеся на минимальном уровне (5%), среднем уровне (80-90%), продвинутом уровне (око­ло 5%).
На первых порах на уроках решались ДЦ задачи коллег из федерального банка задач ТОГИС, позже стала составлять собственные. Следуя рекомендациям автора, выбирала проблему, обсуждение которой будет интересно моим ученикам при изучении той или иной темы и предполагает разные варианты решения. Определила для себя уровневую и содержательную составляющую будущих авторских ДЦ-задач:
  • минимальный уровень — задачи на выявление исторических явлений, событий, про­цессов (обязательный для изучения материал согласно стандартам образования);
  • общеобразовательный уровень — задачи на прослеживание причинно-следственных связей, анализа деятельности исторических лиц.
  • Продвинутый — моделирование исторических событий и процессов, задачи на при­влечение материала, подлежащего изучению в более старших классах.
Первая проблема возникла при выборе культурных образцов для составления авторских ДЦ-задач. Их находится такое множество, что выбор самого лучшего аутентичного текста весьма затруднителен. Учитываем, что изучение истории и обществознания направлено, прежде всего, на формирование учениками собственной позиции и культурных приоритетов, выработанных путем изучения и анализа опыта предков и произошедших когда-то событий. То есть процесс этот сугубо субъективный, оценить события истории и мнения авторитетных деятелей и учёных с позиций «правильно — неправильно», «хорошо-плохо» - невозмож­но! «Истина и ложь – редкие исключения в море текстов, большинство же можно оцени­вать только по критерию «убедительно-неубедительно». Тексты, которые признаны наи­более убедительными в данной культуре, входят в корпус культурных образцов. Именно с ними и будут ученики сопоставлять свои решения при экспертной поддержке учителя», - пишет в своей статье В.В.Гузеев. Для культурных образцов выбираю тексты, в ко­торых дан анализ различных, подчас совершенно противоположных мнений и даётся указа­ние на официальную, принятую в настоящее время позицию, отражающую культурные ценности современного общества. Эта раз­ноплановость и делает тексты убедительными.
В ходе работы определился перечень источников информации, материалы кото­рых могу использовать для составления ДЦ-задач: это работы знаменитых русских историков В.Ключевского, Н.Карамзина, С.Соловьёва; научные публикации в журналах «Отечествен­ная история», «Всеобщая история», «Преподавание истории и обществознания в школе», журнал «История» издательского дома «1 сентября»; интернет-порталы: www.humanities.edu.ru — Гуманитарный портал, ancientrome . ru – библиотека античной ли­тературы, www.rusempire.ru - сайт по истории государства Российского, www.otvoyna.ru — портал о Великой Отечественной войне, www.wikipedia.ru — открытая библиотека Википе­дия и другие материалы.
Нельзя не сказать и о некоторой сложности включения уроков ТОГИС в учебный про­цесс ввиду нехватки учебного времени. Например, на уроки истории в 8 классе базисный план отводит 2 часа в неделю (68 часов) и предполагает изучение курса отечественной исто­рии (в учебнике по УМК А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной за 8 кл. 39 параграфов) плюс курса всеобщей истории (31 параграф по учебнику А.Я.Юдовской). То есть на одном уроке необхо­димо организовать изучение 1-2 тем. Практика показала, что ТОГИС-урок истории обычно занимает 3-4 академических часа. Таким образом, выбирая урок ТОГИС, мы рискуем отстать от учебной программы. Выход нашла в следующем:
1. На одном уроке ТОГИС решается несколько задач разного уровня, затрагивающих различные аспекты учебной темы, которые в совокупности обсуждений и позволят ученикам усвоить весь необходимый материал без отставания.
2. Базовый материал изучается традиционными методами, а ДЦ-задачи решаются для повторения, углубления знаний и обобщения материала.
Пробовала провести так называемый раздробленный урок ТОГИС, используемый коллегами-экспериментаторами: сбор материала для решения задач группы выполняют дома, а в классе ор­ганизуется обсуждение решений и работа с культурным образцом. Но такой подход моим ученикам не понравился. Дети предпочли работу над задачей, как говорится, здесь и сейчас.
В настоящее время назрела насущная необходимость разработки не только отдельных деятельностно-ценностных задач по разным темам, но и целых циклов. Но каким образом лучше всего группировать деятельностно-ценностные задачи по истории в циклы: 1) по разделам учебной программы; 2) по правителям; 3) эпохам и векам или 4) по сферам и направлениям деятельности (внутренняя политика, внешняя политика, экономика, культура и т. д.)? Последний способ, по моему мнению, наиболее соответствует метапредметным областям, но тогда мы уходим от требований образовательного стандарта и примерной программы по предмету. Этот вопрос обсуждался на форуме официального сайта эксперимента ТОГИС (www.togisklub.ru). Вот какую рекомендацию дал Вячеслав Валерьянович: «Второй вариант, конечно, интереснее и лучше с точки зрения целей ТОГИС (в одном цикле учим оценивать роль руководящей личности в истории, в другом - выявлять причинно-следственные связи, в третьем - обнаруживать объективные закономерности и т.д.). Но тогда надо переделывать весь курс, писать новую программу, утверждать её и т.д. Можно всё то же проделать без изменения программы, но тогда задачи цикла будут использоваться в разное время учебного года и потеряется смысл самого понятия «цикл». Давайте пока будем считать, что это пере­ходный период - работать по первому варианту. Вот когда мы сделаем настоящую базу данных ТОГИС-задач и основанный на ней сайт, тогда и сама нужда в циклах отпадёт, потому что любой пользователь сможет собрать себе цикл по ключевым словам».
Каковы же результаты двухгодичного эксперимента? В настоящее время прошли экспертизу и апробированы на уроках истории 9 моих авторских задач, пять из которых составляют цикл по истории Великой Отечественной войны. Доказана также эффективность ТОГИС в сочетании с традиционными методами обучения истории. После проведения ТОГИС-уроков последующий контроль знаний учащихся показывает позитивные результаты обученности: до 70% учеников получают «4» и «5», неуспевающих нет вообще! Часть учеников, считающихся слабоуспевающими, не только начинают участвовать в групповой работе на последующих уроках, но и пробуют свои силы в формах публичной защиты. Отмечается развитие умений и навыков информационной работы, повышение интереса к изучению предмета и, что поразительно, после уроков решения ДЦ задач до 30% ребят обнаружили желание прочесть дополнительную учебную и художественную литературу.
Эксперимент продолжается, предстоит решить еще много проблем. Но, известна истина: «дорогу осилит идущий»...
2533 3
Комментарии:
Елена Анатольевна, спасибо за интересный материал. Думаю, есть возможность применения такого подхода и на уроках математики. Надо подумать.
Елена Алексеевна, Вы правы, применение технологии ТОГИС на уроках математики очень эффективно. Мои коллеги-математики разработали цикл задач, посмотрите в разделе "Банк задач" на сайте ТОГИС-клуба (www.togisklub.ru). Вспоминается случай, когда мы проводили краевой семинар, коллега давала открытый урок ТОГИС по задаче о мерах длины. В классе учился мальчик с ЗПР. Так вот именно этот мальчик вышел представлять решение задачи от своей группы - он выступать публично раньше не мог, а тут такой прогресс. Слезы еле сдержали. На традиционном уроке такого успеха не бывает, к сожалению.
Елена Анатольевна, спасибо за ссылку. Посмотрела, замечательное место. Надо будет углубится.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.