Блоги
Чулихина Елена 30.11.2015 22:14

Будешь докой в устном счёте – пригодится он в работе!

Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души.

Цифры сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица.
Потому что считаем в уме!

Берестов В.

Умение правильно и быстро выполнять арифметические действия являются главной составляющей математической культуры каждого человека.

Устный счет развивает память, быстроту реакции, вырабатывает умение сосредоточиться.

Устному счету уделял большое внимание известный русский деятель в области просвещения, доктор естественных наук, профессор Сергей Александрович Рачинский (1832-1902). Он написал ряд математических пособий. Наибольшую известность среди них приобрела книга «1001 задачи для счета в уме».

Всем известна картина Н. П. Богданова-Бельского «Устный счет». На ней изображен С. А. Рачинский со своими учениками.



Устный счет - неотъемлемая часть в структуре урока математики. К устному счету должны привлекаться все ученики, но часто бывает так, что на том этапе работает лишь часть класса. Остальные же просто не успевают посчитать и их «не спрашивают».
С появлением в оснащении кабинетов школы интерактивных средств обучения и контроля знаний, интернета все учащиеся класса принимают участие в этапе устного счёта, а учитель имеет возможность проконтролировать уровень формирования этого навыка у всех учащихся класса в рамках одного урока.

Опишу формы и инструменты, которые использую на этапе устного счёта.

Систему опроса ActivExpression2 использую систематически при выполнении различных заданий «Вычисли…», решении задач, а также при выполнении математических диктантов (на слух или при чтении с доски). Пульты ActivExpression2 можно использовать с заранее подготовленным файлом (готовлю сама или скачиваю материалы коллег в библиотеке Edcommunity). На фото представлен фрагмент урока, на котором проводится устный опрос по теме «Величины» с использованием ресурса Понятовской Ю.Н. Перевод из одной единицы измерения в другую (4 класс)





Можно использовать ActivExpression2 в режиме экспресс-опроса, использую ресурсы для устного счёта, созданные в других программных средах, например презентации в PowerPoint. Так, на одном из уроков попросила ребят выполнить вычисления в математической цепочке (записать в тетради промежуточные результаты), а ответ набрать на пульте.





Так как котёнок должен был получить большую математическую сардельку, то ребята захотели не только написать результаты вычислений, но и нарисовать этот гастрономический продукт. Каких только разнообразных по форме, размеру, цвету сарделек не появилось в тетрадях ребят! Но ЭТА поразила меня больше всего!!! (Хотя чему удивляться? Наши дети смотрят телевизор и рекламу в том числе...)



Приведу ещё примеры использования функции экспресс-опроса системы ActivExpression2.

"Вычисли"







"Назови следующее число в ряду"


"Математический диктант"



На этапе устного счёта помогает и документ-камера. Например, при проверке выполненного задания. Тетрадь одного из учеников кладу под объектив документ-камеры, ребята выполняют самопроверку.









Устно считать с документ-камерой можно и используя учебник. Стоит лишь положить его под объектив и можно писать электронными чернилами в учебнике!





Записав промежуточные результаты математической цепочки, даю задание: каждое число уменьшить в 10 раз.



Математический диктант в системе устного счёта занимает одно из главных мест. Инструменты для его проведения тоже разные. Об использовании системы опроса ActivExpression2 я писала чуть выше. Также используем традиционные инструменты (бумага, ручка) и не менее традиционную форму проведения: восприятие на слух. Записываем ответы в специальные бланки. Затем самопроверка или проверка в парах (зелёной ручкой).




Математические раскраски - это тоже устный счёт!




Но при всем разнообразии форм проведения устного счёта бывает и такое...

  • Теги:
2951 4
Комментарии:
Спасибо за пост. Тоже применяю различные способы устного счета. Стараюсь организовывать работу так, чтобы думал каждый, чтобы работали все. Еще обязательный тренажер каждый день дома.
Как всегда замечательный пост!
Молодцы! Молодцы! Всё правильно.
Я читала, есть такое существо, у которого организм начинает поедать мозг, если существо им не пользуется. Ой, может мозг поедает организм от безделья...
А может это существо - человек?
Спасибо большое за информацию.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.