Блоги

Модульная система экспериментов PROLog

Учебный эксперимент в школьных курсах физики - это отражение научного метода исследования, присущего конкретной естественной науке. Постановка опытов и наблюдения имеют большое значение для ознакомления обучающихся с сущностью экспериментального метода, с его ролью в научных исследованиях, а также в формировании умений самостоятельно приобретать и применять знания, развитии творческих способностей.

Сформированные в ходе проведения экспериментов умения являются важным аспектом для положительной мотивации обучающихся на практико-ориентированную деятельность.
В целом, в процессе самостоятельной экспериментальной деятельности обучающиеся приобретают следующие конкретные умения :
• наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;
• описывать результаты наблюдений ;
• выдвигать гипотезы;
•отбирать необходимые для проведения экспериментов приборы;
• выполнять измерения;
•вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;
•представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
• интерпретировать результаты экспериментов ;
• делать выводы;
• обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
Все эти умения формируются значительно быстрее, если при проведении учебного эксперимента наряду с традиционным используются цифровые измерительные приборы и системы, к которым относится модульная система экспериментов PROLog.
Модульная система экспериментов PROLog — это комплекс аппаратных и программных средств, обеспечивающий сбор и обработку данных экспериментов в области физики основной и средней школы. PROLog — часть комплекса средств обучения, предназначенная для практико-ориентированной деятельности обучающихся. Система способствует формированию навыков цифрового измерения результатов экспериментов по физике.
Система PROLog основана на автономных цифровых измерительных модулях ( ЦИМ ), каждый из которых может быть рассмотрен как самостоятельный регистратор данных, позволяющий записывать и хранить значения измеряемых величин независимо друг от друга. В состав системы входят устройства считывания информации:
• персональный компьютер;
• модуль отображения информации графический —МОИ-Г;
•модуль отображения информации числовой —МОИ-Ч.
У каждого ЦИМ есть микропроцессо , который измеряет и записывает измеренные значения ( например, температуру, силу тока, напряжение ) в собственную память, независимо от других модулей и устройства считывания информации.
Для работы системы в комплекте с ПК применяется программное обеспечение PROLog.
Систему использовала на факультативе « Учимся конструировать, экспериментировать, проектировать, исследовать» (КЭПИ) в 6-7 классах.
Занятия с использованием Модульной системы экспериментов PROLog на базе цифровых модулей (ЦМ) проходили по схеме:
• Знакомство с дорожной картой эксперимента (по каждому цифровому модулю своя)
• Выполнение эксперимента с использованием ЦМ
• Проведение небольшого исследования с использованием ЦМ
• Выбор темы проекта и работа над ним (индивидуально)
Ребята познакомились с такими ЦМ как «температура», «влажность», «свет», «давление», «звук».Учились проводить замеры температуры, влажности, давления, уровня света (освещенности) и звука (громкость) в школе. Удивлялись, что температура в одном помещении на разных уровнях разная, что влажность воздуха за окном и в помещении разная, что уровень звука телефонов некоторых моделей на уровне допустимого, а крик во время перемен «на уровне предельного» (115дБ самый крикливый)…Провели учебные исследования «Везде ли у человека температура тела одинакова?» «Почему кошки любят спать под потолком?», «Уровень шума на переменах разных объектов школы», «Когда полотенце или носовой платок высохнет быстрее: при закрытой или открытой форточке?», «Изменение характеристик погоды – температуры, влажности, давления в течение недели»… Выполнили проекты «Почему тепло в шубе, шапке и варежках?», « Какова высота небоскреба?», «Что такое «магдебургские тарелки»?», «Картезианский водолаз: что это?», «Живые барометры»…
С проектом « Какова высота небоскреба?» Большакова Яна выступила на муниципальной конференции молодых исследователей «Созвездие», заняла 2место.
Жаль, что в школе имеем только один «чемоданчик» модулей, что затрудняет сделать занятия более эффективными.
Считаю, что деятельность через эксперимент, конструирование, исследование, проектирование дает возможность эффективно обучать ребят, а знакомство с современным оборудованием и модулями дает возможность идти в ногу со временем.
Рисунок1.jpgРисунок2.jpgРисунок3.jpg
2406 1
Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.